В прошлом году финская общественность вела разговоры о том, что Финляндии неплохо бы вступить в Российскую Федерацию на правах, аналогичных тем, которые имеет Гонконг в Китае. Вступление было бы выгодно потому, что северо-западный регион России — освоенный рынок для финнов. Да и кое-где в Финляндии начали принимать рубли. Также финны решили в массовом порядке учить русский язык — начиная прямо со школ. Однако теперь, после «крымского кризиса», отношение к России изменилось. Не слышно уже в Хельсинки голоса бойкого общественного деятеля и юриста Ханну Крогеруса, вынашивавшего идеи об объединении двух стран. Раздаются совсем другие голоса — из правительства. В Хельсинки в очередной раз задумались о вступлении в НАТО. Премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен сказал в интервью немецкой газете «Der Tagesspiegel», что его страна не занимает нейтральную позицию в российско-украинском конфликте. Вот так политика может сунуть палку в колесо экономики.
В финских школах усиленно изучают шведский язык. Однако в январе 2013 года жители губернии Восточная Финляндия решили, что пришло время учить русский. Финны оживлённо торгуют с русскими, иногда пьют русскую водку, говорят с русскими туристами, да и сами ездят в туры. А разве в Петербурге говорят по-шведски? К тому же шведский скоро устареет: «шведы» и «норвежцы» к 2021 году заговорят по-арабски. Так думают аналитики.
Впрочем, президент Саули Ниинистё в прошлом году объяснил, что «не стоит противопоставлять шведский и русский. В наших интересах предлагать молодёжи максимум возможностей для успеха».
И всё же, как пишет финское издание «Iltalehti», по данным опроса, около 90% населения в Восточной Финляндии высказывается в пользу замены школьных уроков шведского на уроки русского языка.
В марте того же 2013 года, как сообщал Информационный портал русской общины Латвии со ссылкой на материалы пресс-службы Йохана Бекмана, о желании видеть свою родину в составе России заявил Ханну Крогерус — влиятельный финский общественный деятель, юрист и адвокат.
Во влиятельном финском журнале «Суомен Кувалехти» товарищ Крогерус расписал свою экономическую и политическую идею в подробностях: «Конечно, Финляндия должна быть Гонконгом в составе России. Именно международное экономическое сообщество от Азии до Америки требует этого. У Финляндии ещё есть шанс занять такое же положение в России, которое занимает Гонконг в Китае». Он привёл такой аргумент: «Для нас весь северо-западный регион России является уже домашним рынком». Единственная проблема — молодые политические деятели-русофобы. Это они хотят изолировать Финляндию от России, полагает юрист.
В этом мнении касательно судьбы родины Ханну Крогерус не одинок. Ранее Юхо Эерола, депутат финского парламента от партии «Истинные финны», предложил создать между Финляндией и Россией стратегический военный союз. По мнению товарища Эеролы, это единственный способ гарантировать безопасность и благосостояние Финляндии. А его соратник по партии Хеммо Коскиниеми пошёл дальше: он потребовал включить Финляндию обратно в состав России.
По дружному мнению «Истинных финнов», автономная Финляндия в составе «российской империи» — единственный способ бороться против ЕС, НАТО, а также агрессивных шведов.
А вот ещё один финский факт в пользу России, тоже от 2013 года.
Согласно недавним социологическим опросам, большинство финнов выступает против вступления страны в НАТО. По данным исследовательского центра «Taloustutkimus», который опросил население летом прошлого года, лишь 29% процентов поддерживают вступление страны в альянс. Об этом пишет «РБК». Противников же вступления Финляндии в НАТО насчитывается аж 52%. Как отметил начальник по исследованиям «Taloustutkimus» Юхо Рахконен, большинство финнов считает, что Финляндия должна сама принимать решения — вне зависимости от того, что делают соседние государства.
Однако в марте 2014 года, после известного референдума в Крыму, слово взяло финское правительство. Как выяснилось, его мнение не просто не совпадает с мнением прогрессивной части финского народа, но даже диаметрально ему противоположно. Оказалось, что о независимости политических решений финский народ — увы — может только мечтать.
Премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен сказал в интервью берлинской газете «Der Tagesspiegel», что страна не является нейтральной стороной российско-украинского конфликта. Это заявление стало своеобразным ответом «третьей стороны» на предложение бывшего госсекретаря США Г. Киссинджера, адресованное Украине.
Мистер Киссинджер предложил Киеву придерживаться политики «финляндизации», т. е. сохранять нейтралитет. Финский премьер отметил, что он глубоко уважает Киссинджера, но не согласен со всеми его положениями. Не согласен же потому, что бывший американский госсекретарь видит Финляндию страной времён холодной войны. Юрки Катайнен напомнил Г. К., что Финляндия чуть ли не два десятилетия — член ЕС. И добавил: «Мы больше не занимаем нейтральную позицию, хоть и не входим ни в какой военный союз». А далее господин Катайнен сказал немецкой газете, что Финляндия всё время рассматривает возможность вступить в НАТО. Решение о вступлении в альянс не зависит от желания страны сохранить хорошие отношения с Россией.
Вот такое резкое и неприятное для Москвы заявление. То ли оно стало ответом на однозначное заявление Киссинджера, отчасти смахивающее на добрый совет «несамостоятельному» игроку на политической арене, то ли весь Запад в лице Барака Обамы дал ценные указания Хельсинки — то есть сделал какие-то предложения, от которых невозможно отказаться. Всё это покрыто мраком политической тайны.
Что до заявления Киссинджера, то и оно не одиноко.
Джек Мэтлок-младший, трудившийся на должности посла США в СССР в 1987-1991 годах (то есть в перестройку), на днях опубликовал в журнале «Time» план необходимых действий Запада по Украине. Выдержки из этого плана приводит петербургский портал online812.ru.
Во-первых, западные государства должны отказаться от резкой критики и сконцентрироваться на том, чтобы стабилизировать обстановку на Украине. Во-вторых, самой Украине печалиться о потере Крыма не нужно, напротив, нужно радоваться грядущему укреплению: «Ничто не делает нацию более слабой, нежели территория, жители которой хотят стать гражданами другой страны». В-третьих, Мэтлок советует Украине предоставить русскому языку такой же статус, как украинскому. В-четвёртых, бывший посол предлагает Украине заявить, что страна не войдёт в НАТО или другой военный альянс, куда не входит РФ. В-пятых, экс-посол привёл в пример Финляндию, смирившуюся с территориальными потерями 1939 года. Поведение этой страны на политической арене бывший дипломат охарактеризовал русской поговоркой «Тише воды, ниже травы». Что до США, то им Мэтлок советует «стараться не играть активной роли, а способствовать переговорам и сближению сторон».
Однако очевидно, что Запад разумным советам не внемлет. Как это так — Вашингтон будет играть роль какого-то там второго или даже третьего плана? Что же, в массовку?.. Белый дом привык к главным ролям!
Что до упомянутой выше «холодной войны», то, что бы ни говорили финские правители, она никогда и не кончалась. Политические, они же экономические, распри в мире вообще никогда не прекратятся — думать иначе значит не понимать ни теории эволюции, ни причин существования конкуренции. Поэтому заявление финского премьера — вовсе не отказ от риторики холодной войны, а как раз её подтверждение. И возражение Киссинджеру выглядит самым настоящим «несамостоятельным» поведением Финляндии — не говоря уж о том, что заявление премьер-министра противоречит желаниям финского народа. Конечно, это ещё большой вопрос — вступит Финляндия в НАТО, или нет. Но то, что Катайнен выступил с отвержением нейтралитета именно после крымского референдума, весьма симптоматично…
|