В прошедшие выходные верховный главнокомандующий Объединенными силами НАТО в Европе генерал ВВС США Бридлав выступил на Брюссельском форуме, где дал оценку армии России во время крымского «вторжения».
Бридлав был весьма впечатлён как подготовкой «вторжения» под прикрытием дозволенных соглашениями о безопасности учений, так и самой операцией. Войска были приведены в боевую готовность, проведены внезапные учения, объявлен отбой. «А затем… бум – и в Крыму оказались отлично подготовленные российские силы», – давался диву генерал.
Бридлав отметил, что военные возможности России значительно возросли со времён грузинской кампании 2008 года. По его словам, если действия России в Грузии были не особо слаженными, то крымская операция во многом прошла как по маслу, начиная с изоляции украинского контингента в Крыму от командования путём создания радиопомех и кибератак и заканчивая полным овладением территорией Крыма.
Бридлав поддерживал постоянную связь с начальником генштаба ВС России Герасимовым. Генералы общались 24 февраля, незадолго до начала крымского кризиса, и договорились «информировать друг друга» об изменении ситуации. Бридлав признаёт, что не может определить, вводили его в заблуждение или нет, потому что неизвестно, когда и как российское руководство приняло решение по поводу Крыма.
Генерала беспокоит присутствие российских войск на границе с Украиной, которые могут быть направлены в непризнанное государство Приднестровье через территорию Южной Украины. По его мнению, Россия активно использует «замороженные конфликты» в соседних странах (например, Приднестровье в Молдове, Абхазия в Грузии), чтобы не допустить усиления связей своих соседей с ЕС и НАТО: «Происходит вторжение, создаётся замороженный конфликт. А потом уже никто и думать не хочет о присоединении этой страны к НАТО, потому могут последовать столкновения с Россией, которые вызывают большую тревогу». Россия успешно сочетает применение мягкой силы (информационное воздействие с целью оказания давления) и жёсткой силы (использование вооружённых сил) для достижения больше политических, чем военных, результатов.
Лидеры НАТО были чрезвычайно удивлены маневренностью, мобильностью, дисциплиной и благоразумием российских войск. Вот и плоды реформы, начавшейся в российской армии несколько лет назад и продолжающейся до сих пор. Она простирается гораздо дальше чисто технических аспектов, материального обеспечения и структуры войск; применяются психологические подходы и взаимодействие с политической действительностью.
Бридлав долго уверял слушателей, что НАТО существенно реорганизует свои силы в соответствии со сложившейся ситуацией, а также нарастит потенциал и разработает новую тактику. Но несмотря на все слова, ясно одно – действия России в Крыму, сочетавшие навыки, гибкость и блестящую комбинацию мягкой и жёсткой силы, представляют новую и очень серьёзную угрозу для Альянса. Считалось, что Россия уже под контролем. Оказывается, что это не совсем так, и «подконтрольная зона» способна применять совершенно новые техники и тактику. Западные лидеры неожиданно разглядели всю нестабильность европейской ситуации, которая до этого воспринималась как победное шествие к ослаблению и изоляции России до полного её поражения (вспомнить хотя бы невежественное заявление Маккейна «После Киева Москва»). Вне всякого сомнения, это совершенно ново для военных и экспертов НАТО, до сих пор склонных относиться с презрением к российским силам.
|