Новое поколение «Ратника» испытают на животных
Для Российской армии разрабатывают систему регистрации физиологического состояния бойцов. Специальные датчики в экипировке солдат будут передавать информацию военным медикам. Для разработки такой системы планируются эксперименты на животных. По мнению зоозащитников, существуют гуманные альтернативы таким опытам.
Согласно документам Минобороны (имеются у «Известий»), в нынешнем году санкт-петербургская Военно-медицинская академия имени Кирова (ВМА) начнет модернизацию экспериментальной базы. Она завершится в 2016 году. Цель — разработка системы мониторинга жизнедеятельности военнослужащих и «определение физиологических параметров пострадавшего для оценки тяжести состояния на месте получения травмы». Как поясняется в документации, испытания будут проводиться в интересах «физико-гигиенической и эргономической оценки перспективных образцов экипировки военнослужащих».
Как пояснили в ВМА, специалисты академии станут курировать исполнителя испытаний (он будет определен в конце апреля) и контролировать их проведение. По словам представителей академии, исследования начнутся уже в этом году.
Сейчас в России проходит завершающий этап госиспытаний экипировки военнослужащих «Ратник». Системами контроля жизнедеятельности (которые уже имеются в американской боевой экипировке TALOS) «комплект солдата будущего» не оснащен. Представитель военного ведомства на условиях анонимности сообщил, что в ВМА станут испытывать не «Ратника» в нынешнем виде. Речь идет о продолжении разработок.
— Экипировка «Ратник» на людях уже опробована. Нельзя исключать, что она будет модернизирована, внедрены какие-то новшества. Испытания проходят в том числе и в академии Кирова, — сказал представитель ведомства.
Создатели «Ратника» (Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения госкорпорации «Ростех») подтвердили «Известиям», что разработки по мониторингу состояния организма уже ведутся, однако подробностей не сообщили.
— В следующие версии экипировки после принятия на вооружение «Ратника» войдет мониторинг пульса. Перспективные образцы уже есть, мы их представляли ведомству, — отметил представитель организации.
Как следует из документов, модернизированный «Ратник» будет включать нательные датчики на самоклеющейся ленте размером не больше 20х20х5 мм. Раз в минуту датчики будут снимать параметры сердцебиения, частоту дыхания, показатели насыщенности крови кислородом, кровенаполнение микрососудов. Электроника экипировки будет сохранять и анализировать эти показатели, при отклонении от нормы комплекс передаст тревожный сигнал в медслужбы.
Бойцы медицинских рот будут иметь индикаторы, отображающие состояние пострадавших. В зависимости от ранения оценивать состояние военнослужащего предлагается по индексам от 0 до 5, каждое значение станет отображаться цветом — от зеленого (боеспособен) до черного (погиб). Медрота на основе полученных данных будет устанавливать приоритет эвакуации, а по координатам раненых определять оптимальные пути подхода к ним.
Комплекс станет передавать информацию о состоянии бойцов командиру медроты, стрелкам-санитарам и санинструкторам с помощью уже разработанной системы разведки, управления и связи «Стрелец». Все параметры будут автоматически сохраняться на флеш-накопителе для ведения истории болезни.
Тестировать оптимальное расположение на теле и удобство элементов экипировки ВМА планирует на людях. Ходьба, бег, имитация стрельбы и преодоление препятствий испытуемыми будут фиксировать HD-камеры и инфракрасные датчики.
Помимо этого эксперименты поставят на животных — для этого академия получит 30 свиней, 60 баранов и 21 собаку. В графе расходов на их содержание значится 1,7 т корма, 40 флаконов снотворного золетил, 10 кровоостанавливающих жгутов и «оказание услуг по вывозу и утилизации трупов экспериментальных животных». В документах приводятся и цели этих экспериментов — «разработка методик и алгоритмов оценки состояния военнослужащих при ведении ими боевых действий и степени тяжести состояния при получении боевой травмы», а также «проведение экспериментальных исследований по моделированию боевой травмы».
Заместитель генконструктора производителя бронежилетов ЗАО «ЦВМ «Армоком» Илья Гавриков отметил, сейчас уже не принято проводить масштабные испытания бронежилетов на животных.
— Теперь испытания пулестойкости проводятся на специальных эластичных блоках, — подчеркнул он. — Животных используют, только когда требуется дополнительная проверка.
Источник «Известий» в отрасли сообщил, что в СССР испытания бронежилетов проводили именно в Военно-медицинской академии Кирова.
Президент центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова заявила, что при современном уровне развития имитаторов живых организмов использовать настоящих животных неэтично.
— Сегодня существуют альтернативы — достаточно сложные муляжи, где имитируются ткани, их плотность, кровь и ее циркуляция. Есть и компьютерные программы, в которых можно выбирать тип подопытного животного, вычислять сопротивляемость тканей, — сказала Новожилова.
Эксперт также напомнила, что в России права животных законодательно не закреплены. Медицинские организации в таких исследованиях руководствуются приказом Минздрава СССР от 1977 года.
— Там говорится, что болезненные опыты должны проводиться под анестезией. Но на рынке отсутствуют нормальные препараты для наркоза животных — наркоконтроль сильно ударил по ветеринарии, запретив кетамин. Золетил никогда не позиционировался как полноценная замена — он не может до конца обезболить, он дороже, у него масса побочных эффектов, он плохо хранится. Для копытных золетил и вовсе очень вреден, — сетует Ирина Новожилова.
Экипировка «Ратник» включает бронезащиту, средства навигации ГЛОНАСС-GPS, систему управления «Стрелец», коммуникатор, автомат с системой ночного видения и тепловизором. Шлем этой экипировки способен выдержать попадание пистолетной пули с расстояния 10 м, оснащен тепловизором и видеомодулем для стрельбы из укрытия. В «Ратник» также входит продовольствие, фильтры для очистки воды, медицинские средства, палатка и спальный мешок. Вес полной экипировки составляет до 20 кг. «Ратник» впервые был представлен в 2011 году, летом 2014 года экипировку планируется принять на вооружение.
Комплекс связи и управления тактического звена разведки и сухопутных войск «Стрелец» принят на вооружение в 2007 году. Система объединяет работу средств разведки, данных беспилотной и обычной авиации, приборов целеуказания на расстоянии от 1,5 км. Комплекс предназначен для боевого управления, опознавания объектов и определения их координат.
Алексей Криворучек
Права на данный материал принадлежат Известия.ru.
|