Королевский британский институт объединенных служб (Royal United Services Institute — RUSI) является авторитетным исследовательским центром в области обороны и имеет историю продолжительностью почти 200 лет, сообщает aereo.jor.br 7 апреля. Ранее в этом месяце институт подготовил интересное исследование о текущей ситуации в Украине, где, в частности, приведен анализ зависимости России от импорта украинской военной продукции.
Несмотря на то, что только 4,4% российского военного импорта приходит из Украины, некоторые виды продукции имеют жизненно важное значение для российского военного арсенала. 30% импортной украинской продукции приходится на ключевые компоненты для использования на МБР SS-18 (РС-20 «Воевода» - прим. «ВП»), которая разработана и производится в украинской компании «Южмаш» в Днепропетровске. Боевое состояние этих МБР регулярно проверяется и поддерживается специалистами этой компании. Два типа МБР — SS-25 (РТ-2ПМ «Тополь») и SS-19 (УР-100НУТТХ) спроектированы и изготовлены российскими предприятиями, но их системы наведения разработаны и произведены в Харькове. МБР этих трех типов составляют 51% всего российского стратегического ядерного потенциала. Кроме того, около 20% природного урана, используемого в российской гражданской и военной ядерной отрасли, поступает из предприятия в Желтых водах (Украина).
Еще с советских времен на военных и гражданских кораблях устанавливаются газовые турбины и редукторы, производимых в Николаеве. Хотя российская промышленность освоила производство больших газотурбинных двигателей, она еще не может производить редукторы для них. Россия по-прежнему нуждается в 60% редукторов украинского производства для установки на боевых надводных кораблях.
ВВС России также в чрезвычайно сильной степени зависят от продукции украинской промышленности. Украинские компании производят УР воздушного боя средней дальности Р-27 (AA-10 Alamo) и головки самонаведения для УР ближнего боя Р-73 (AA-11 Archer). Эти ракеты составляют основу боевого арсенала российских истребителей. Кроме того, для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35 в Украине выпускаются тормозные парашюты и гидравлические системы, производство новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34 также зависит от украинских комплектующих. Расположенный в Запорожье завод «Мотор Сич» производит реактивные двигатели для разных типов российских транспортных самолетов, в том числе для Ан-124 «Руслан», а также для российских боевых и транспортных вертолетов.
Россия сделала большие усилия для уменьшения зависимости от «Мотор Сич», но еще не способна полностью заполнить эту нишу. В ближайшие два-три года согласно амбициозной программе перевооружения требуется поставить, по меньшей мере, 3000 вертолетных двигателей для российских вооруженных сил. Россия также зависит от этого предприятия в выполнении своих экспортных контрактов. В 2013-2016 годах Россия подписала контракты на экспорт более 260 вертолетов, все они оснащены украинскими двигателями и вспомогательным оборудованием. 28 марта украинская государственная компания «Укроборонпром» объявила о замораживании поставок продукции военного назначения в Россию. Если не сразу, приостановка поставок отразится на экспорте российской военной продукции в среднесрочной перспективе.
Можно утверждать, что поскольку большинство украинских военных заводов, о которых идет речь, расположено в южной и восточной части Украины, у России есть соблазн поддерживать раскол этой страны по Днепру с созданием «российского коридора» в Приднестровье. Эти действия можно оценить как «методы XIX века в XXI веке». В нынешних условиях этот сценарий нельзя исключить.
|