Они не любят Януковича, но действующую власть любят еще меньше. Большинство из них не стремится к России, но Украиной они тоже не довольны. Северодончане живут с ощущением, что весь окружающий мир сошел с ума, и радуются только одному : « У нас, слава богу, не Славянск »... Нынешние посещение малой родины оставили после себя двоякое впечатление. С первого взгляда,
... Нынешние посещение малой родины оставили после себя двоякое впечатление. С первого взгляда, Северодонецк выдается тихим островком среди бурного Донбасса : ни танков, ни гранатометов, ни бронетранспортеров. Даже баррикад - и тех нету. Мои друзья и знакомые, как и всегда, заняты вполне мирными, будничными делами: кто-то делает ремонт, кто-то празднует день рождения, кто-то готовится устраивать ребенка в школу. Однако через всю эту привычную обыденность неоднократно пробивается тревога : что будет дальше?
Этот материал не претендует на аналитический разбор ситуации. Скорее, это просто несколько очерков об увиденном и услышанном : в конце концов, автор ехал не в рабочую командировку, а в законный отпуск с вполне понятным (хотя и по умолчанию невыполнимым ) желанием - хотя бы на недельку отдохнуть от политических новостей. Но, как известно, даже если ты не интересуешься политикой, она все равно продолжает интересоваться тобой. А политикой в Северодонецке, как и всюду, сейчас пропитано все : от разговоров в троллейбусе до фонарных столбов, на которых кое-где висять бумажки с « Луганской народной республикой » в виде контура области, раскрашенного в красно - сине -черный цвет. Кроме этого картографического креатива никакой полезной информации бумажки не предлагали: только призвали прийти 11 мая на референдум, чтобы «не проспать свое будущее ».
Подобных « примет времени» в городе достаточно много. Над горсоветом на площади Ленина реет что-то вроде флага Донецкой народной республики, только что без двуглавого орла. Природу этого вексилологичного феномена сами горожане объяснить толком не могут. Большинство из тех, кому я задавал этот вопрос, высказывали мнение, что это « флаг Юго - Востока », хотя какая именно территория входит в понятие « Юго -Восток », точно никто ответить не смог.
Флаг появился над горсоветом после первомайского митинга, когда митингующие выставили мэру требование снять с крыши украинский флаг. По местным слухам, мэр Казаков сказал : « вешай, что хотите, только чтобы все было тихо и без стрельбы ». Сразу же после этого активисты перессорились между собой, какой именно флаг вывешивать. Сначала вместо государственного на крышу мэрии водрузили флаг Северодонецка (золотой сокол на желто - голубом фоне ), но не всем понравилась цветовая гамма. Пришлось срочно все переформатировать : Северодонецкий флаг сняли и вместо него вывесили « флаг Юго - Востока ». Там он реет сих пор. Немногочисленные прохожие на площади Ленина ( старый район, место тихое ) флегматично бросают на него взгляд и спешат дальше по своим делам. Похоже, подавляющем большинстве, как и мэру, глубоко все равно, что там висит - « только бы не было войны»...
О России, Януковича, « народную власть » и « хунту »
В Россию, вопреки распространенному мнению, в Северодонецке стремятся далеко не все. Хотя определенный процент желающих и находится. Аргументы различаются: от « это наша историческая Родина» к « Украина - это все равно недогосударство ». Впрочем, большинство тех, с кем довелось общаться, отделяться от Украины не желают. « А зачем ? - Спрашивают меня. - Сделать нормальную федерализацию, чтобы все деньги в Киев Не уходили и Чтобы к нам со своей идеологией не лезли, да и все. А границы переделывать - это полный бардак будет ».
Однако и ссориться с Россией никто хочет: много из городских предприятий и проектных учреждений или имеют значительную долю российского капитала, или живут за счет российских заказов. « Если не будет заказов из России, на что мы жить будем? Украина заказов не дает, а если и дает, то за копейки », - жалуется бывшая одноклассница, которая сейчас работает в одном из проектных институтов.
Что касается Лягину - Болотовых - Стрелкова и других « деятелей» луганских и донецких « республик», то к ним горожане относятся с понятным скептицизмом. Говорят, что знать не знают, кто это такие и откуда они взялись. « Да, небось, бандиты какие-то, - высказывает мнение один из знакомых. - Кто там их выдвигал, кто там за них голосовали ? Вообще непонятно, откуда они появились. Но, с другой стороны, чего же ты хочешь - Турчинова с Яценюком тоже никто не выбирал. Они там сами в Раде между собой проголосовали, а потом вдруг раз - вылезли страной руководить! С чего, спрашивается ? Площадь их, что ли, выдвинула? Так какое мне дело до Майдана? Почему он нас всех решать хочет? »
Основных претензий к новой власти две: попытка отменить «языковой закон » (которую местные жители воспринимают как личное оскорбление ) и трагедия в Одессе: « Людей живьем сжигали, а теперь власть отмазаться пытается ! Да на хрена такая власть?», - Возмущенно говорят мне.
Однако и от предшественников Яценюка с Турчиновым северодончане далеко не в восторге. « Нам самим этот Янукович поперек горла, - заявляет одна из моих собеседниц. - Но почему нельзя было нормально дождаться следующих выборов ? Выбрали бы кого-то поприличнее. А так черт-те что получилось ».
о слухах
Слухи городом курсируют регулярно и в основном представляют собой фольклорно - политический разновидность сценариев фильмов ужаса. Главным героем сценария ожидаемо является «Правый сектор». В очереди в супермаркете какая-то женщина узахльоб рассказывает, что ПС едет в Северодонецк на бронетехнике. « А на летающих тарелках он к нам не летит ? » - Скептически спрашивают из очереди. Мнения разделяются : кто-то верит в страшную правосекторну угрозу, кто-то высказывается в духе « да задолбали вы вашими страшилками ». Впрочем, когда однажды вечером неизвестно откуда появляются слухи, что «Правый сектор» все-таки приехал и теперь ходит по квартирам и проверяет у всех паспорта, жители стривожуються. « Я тебя прошу, иди домой, - звонят мне мои родные. - Не знаю, кто там ходит или не ходит, но все равно возвращайся, нам спокойнее будет ». Рядом со мной улице спешит молодая мама с ребенком дитсадивського возраста. « Да иду уже, иду ! - Раздраженно говорит она в трубку. - Нэт, на улице все тихо... Да успокойся ты, идем уже!... Женя, пошли быстрее, папа волнуется »
Паника, однако, охватывает далеко не всех. Подростки во дворах продолжают носиться в футбол, а бабушки на лавочках обсуждают жизненно важную тему: как часто нужно поливать сирень в палисаднике. Сирень в Северодонецке, кстати, цветет на славу: палисадники благоухающие на зависть всем парфюмерным фирмам мира...
Понятно, что никто по квартирам не ходит и никаких паспортов не проверяет. Утром город с облегчением просыпается: все мирно, все спокойно. Наступает новый день, который принесет новые события - и, конечно, новые слухи.
о действительности
Основную мысль северодончане о том, что происходит в городе, можно сформулировать следующим образом : «Слава богу, что у нас здесь не Славянск и никто не стреляет ». Однако одна перестрелка же состоялась: на улице Донецкой неизвестные обстреливают машину местной службы такси « Двойка ». Милиция, как водится, заявляет, что ведет расследование, а в городе народ судачет о «бизнес - разборках» между конкурентами.
А вот уже не «бизнес - разборки»: 7 мая четверо вооруженных людей захватывают здание местной прокуратуры. На этот раз обходится без стрельбы: работникам объявляют, что все они идут в отпуск до двенадцатого числа, и работники послушно подчиняются. Впоследствии двое из четырех налетчиков идут из помещения, а двое остаются - охранять. Сначала по городу ходят слухи, что это все происки пресловутого «Правого сектора», потом мнение меняется : говорят, что это люди ЛНР. Впрочем, сами налетчики официально никому не представляются и заявлений не делают. Что касается милиции, то она флегматично наблюдает за происходящим, но реагировать никак не реагирует.
Жители города, в свою очередь, судьбой прокуратуры тоже не очень озабочены - ну, захватили, так захватили, - но с большим интересом читают на украинском сайтах новости « от Тимчук » о сотнях вооруженных террористов в Северодонецке. « Сотни террористов » в городе никто не видел ( разве что тех двух, в здании прокуратуре ), поэтому Тимчуку не верят - особенно после того, как « Корреспондент» перепечатывает эту новость, начав ее словами « В Северодонецке ( Донецкая область)...». Правда, редакторы довольно быстро исправляют Донецкую область на Луганскую, но северодончане еще долго возмущенно постятся скриншоты предварительной версии на городских форумах. Традиционно уязвимое место Северодонецка : местные жители не сносят, когда кто-то путает, где находится их родной город. « Да что они в Киеве вообще о нас знают ? - Возмущенно спрашивают меня. - Вечно пишут муть какую-то - на карту посмотреть трудно, что ли? А еще вечно выставляют нас какими-то урками и дебил. Да у нас процент населения с высшим образованием больше, чем в Киеве »
(Последнее, кстати, близко к истине: в городе с 110 тысячами населения работает около двух десятков НИИ и проектных фирм. Основное направление деятельности - технологические разработки для химического производства, традиционно сильная сторона города еще с советских времен, когда в Северодонецк направляли выпускников технологических вузов со всего Союза ).
Однако несмотря на все обиды на украинские СМИ, горожане вовсе не испытывают восторга, когда местное кабельное предприятие внезапно перестает транслировать украинские каналы. Вместо них вечером 7 мая на экранах появляется надпись, что трансляция прекращена «по требованию штаба армии Юго - Востока г. Северодонецк » (цитата дословная ). « Уцелел » только канал « 24» - на его частоте вещает местный телеканал «СТБ », в которой говорится, что трансляция была прекращена из-за угрозы работникам кабельной сети. « Мы понимаем, что это требование (отключить украинские телеканалы - ПиК ) напрямую нарушает действующие законы Украины, но вынуждены его выполнять, так как существует реальная угроза прекращения трансляции всех телеканалов. Отсутствие вышеперечисленных каналов, в списке транслируемых, является временной мерой и мы, вместе с Вами, надеемся на скорейшее возобновление их работы », - говорится в заявлении.
О 9 и 11 мая
Перед Днем победы в городе циркулирует много слухов о возможных провокациях. Даже химкомбинат « Азот» приостанавливает работу и срочно высвобождает аммиакохранилище. Как объясняют работники, аммиака и его производных там хватит на такой взрыв, что « Чернобыль вам просто шуткой покажется ».
Однако, несмотря на все эти апокалиптические ожидания, на праздничный митинг 9 мая народ идет, причем идет даже молодежь, которая раньше подобными мерами занималась мало. « Раньше не ходила, но теперь пойду, - говорит сын одной из моих знакомых. - И пусть попробует кто-то наших дедов обидеть »
К счастью, никто никого даже не пытается оскорбить и праздничное шествие проходит мирно. Достаточно спокойно проходит и 11 мая - день референдума, объявлен « Луганской народной республикой». Возле участка на улице Курчатова напротив рынка « Успех » ( более известного под неофициальным, но очень популярным названием « Хитрый рынок » ), утром начинает кучковаться народ. Голосующих же действительно много, хотя реальную явку невооруженным глазом оценить трудно : избирательных участков мало, по сравнению с прошлыми парламентскими выборами открыты далеко не все. Провожу телефонный экспресс - опрос среди родственников и знакомых: ходили они на референдум и, если да, то за что голосовали. Оказывается, что ходила добрая половина. Большинство говорит, что голосовала за поддержку ЛНР, хотя после дальнейших расспросов оказывается, что эту « поддержку» каждый понимает по-своему. Кто-то говорит, что это отделение от Украины : « Задолбало жить в такой стране ». Кто-то считает, что своим выбором он проголосовал вовсе не за отделение, а только по федерализации : « Нам нужно нормальное самоуправление ». Сходятся в одном : своим голосованием они хотят показать, что не желают жить « по указке турчиновской власти».
Те же, кто проигнорировал референдум, имеют на то свои причины. Одни привычно побоялись провокаций ( « Кто ж его знает : придешь на участок, а там какой-нибудь дебил стрелять начнет »). Других не устраивает расплывчатые формулировки в бюллетене : « Непонятно, что нам предлагают под видом этой ЛНР и что это вообще такое, - говорит одна из собеседниц. - Это как должно выглядеть - регион в составе Украины ? Или отдельное государство ? И если отдельное, то кто им будет управлять и как оно собирается жить дальше - в смысле экономики ? Я не могу голосовать неизвестно за что ».
Впрочем, очевидно, что определенная часть горожан за это « неизвестно что » проголосовала. Что будет дальше - не знает никто. Надеются только на одно: что военных действий в Северодонецке не будет. « Лишь бы не было войны...»
|