Эсминцы DDG-1000 станут самыми дорогими для ВМС США
Николай Новичков
Стоимость строительства для ВМС США трех новых эсминцев (ЭМ) проекта DDG-1000 «Зумвольт» (Zumwalt) за последние пять лет увеличилась более чем на два миллиарда долларов, в том числе на 450 миллионов за последний год. Такие данные приводятся в отчете Исследовательской службы конгресса США CRS (Congressional Research Service).
Согласно данным бюджета 2015 финансового года стоимость программы «Зумвольт» составляет сегодня 12,069 миллиарда долларов, что на 17 процентов превышает расчетные оценки (9,993 миллиарда долларов) по стоимости трех кораблей 2011 финансового года.
Как отметил помощник министра ВМС США по НИОКР Сиан Стэкли, увеличение стоимости кораблей связано с изменением графика работ для ускорения поставок эсминцев и влиянием секвестрирования военного бюджета.
Фактически крейсеры
Первоначально командование ВМС планировало построить свыше 30 эсминцев нового типа, но из-за резкого роста стоимости программа полностью пересмотрена в 2010 году и количество кораблей в серии сокращено до трех единиц.
Разработка концепции эсминца начата в 90-е годы в рамках программы DD(X), которая 7 апреля 2006-го трансформирована в программу DDG-1000.
Строительство ЭМ типа «Зумвольт» стартовало в 2007 году. Головной корабль «Зумвольт» DDG-1000 заложен в 2010-м на судостроительном заводе (ССЗ) компании «Нортроп Грумман» в городе Пескагола, второй – «Майкл Монсор» DDG-1001 на ССЗ компании «Дженерал дайнэмикс Бат Айрон Уоркс» в городе Бат. Ввод их в строй ожидается в 2015 году. В 2012-м началось финансирование строительства третьего эсминца.
В 2002 году серийный корабль оценивался в 0,8–1 миллиард долларов, а в 2008-м стоимость головного корабля – 2,8 миллиарда долларов (в настоящее время – 3,5 миллиарда долларов). Степень готовности корабля после спуска на воду 28 октября 2013 года – 87 процентов. Сдача DDG-1000 флоту планируется на конец 2014-го, а достижение начальной боеготовности намечено на 2016 год.
Новые эсминцы фактически являются крейсерами и в составе ВМС будут опытно-боевыми кораблями. В ВМС США неоднократно строились один-два корабля, на которых отрабатывались новые технологии, широко применявшиеся в дальнейшем. В 50-е годы так отрабатывалась новая главная энергетическая установка (ГЭУ), затем – концепция фрегатов УРО, позже переквалифицированных в крейсеры, и ряд других.
На эсминце нового поколения предполагается реализовать:
концепцию малозаметности в максимальном объеме, что даст ему возможность уничтожить любой самолет до того, как будет обнаружен сам. Таким образом, в этом ЭМ может быть реализован принцип равнозащищенности от средств воздушного нападения (равные дальности взаимного обнаружения и поражения), что позволит ему стать кораблем-невидимкой XXI века. В связи с этим большое внимание уделено отработке внешних архитектурных форм (форма корпуса «прорезающая волну», интегральная одноблочная надстройка и др.);
новые подходы к обеспечению защиты ЭМ, а именно применение двухслойной схемы надводной конструкционной защиты (НКЗ), когда внутренний борт является цитаделью, а наружный выполняет функцию взводного экрана. Полупогруженное положение корабля увеличивает его живучесть, по мнению экспертов, в два-три раза;
автономную схему вентиляции, обеспечивающую абсолютную защиту экипажа от химического и бактериологического оружия в условиях возрастания угрозы со стороны международного терроризма;
наряду с традиционными системами вооружения типа крылатых ракет большой дальности и ЗУР имеются принципиально новые системы вооружения. Это оперативно-тактические ракеты LASM и ALAM, 155-мм артиллерийская установка с управляемыми снарядами, БЛА, бортовые боевые катера многоцелевого назначения, система противоминной обороны RMS, средства обнаружения воздушных и наземных целей, средства связи с конформными фазированными антенными решетками;
применение ГЭУ с полным электродвижением и винторулевыми колонками;
повышение степени автоматизации процессов управления техническими средствами и вооружением для сокращения численности экипажа до 142 человек, в то время как на ЭМ типа «Арли Берк» и крейсерах типа «Тикондерога» численность экипажа достигает 300 человек.
Система вооружения
Головной корабль DDG-1000 «Зумвольт» назван в честь адмирала Элмо Рассела Зумвольта, который начинал службу на эсминце «Робинсон» во время Второй мировой войны и отличился в битве за залив Лейте.
Эсминцы типа «Зумвольт» предназначены для оказания огневой поддержки в десантных операциях и ведения боевых действий на приморских направлениях, нанесения ракетно-артиллерийских ударов по наземным целям, в том числе и в глубине территории противника. Важнейшей задачей кораблей станет обеспечение зональной ПВО и ПРО авианосных многоцелевых групп.
На эсминце установлена двухвальная главная энергетическая установка с полным электродвижением – единая электроэнергетическая установка. При этом главные электродвигатели – погруженные электродвигатели (ГЭД – ПЭД) размещены в гондолах винторулевой колонки. В качестве основных двигателей для привода генераторов будут использованы два ГТД RR WR-21 или два – четыре ГТД LM2500 новой модификации.
В состав системы вооружения корабля входят многофункциональная комплексная система с многофункциональной РЛС AN/SPY-3 с фазированной антенной решеткой и универсальной вертикальной пусковой установкой (УВПУ) типа Mk.41 на 80 ячеек, размещенных по бортам (по две группы в носу и в корме). В УВПУ будут загружаться крылатые ракеты морского базирования, зенитные и противолодочные управляемые ракеты. Противовоздушную оборону обеспечивает зенитный ракетный комплекс типа «Стандарт» в составе МФКС. Артиллерийское вооружение должно состоять из двух 155-мм АУ, стреляющих управляемыми артиллерийскими снарядами с ракетными ускорителями типа LRLAP (Long Range Land Attack Projectile) на дальность 185 километров, и двух 57-мм малокалиберных зенитных артиллерийских комплексов (МЗАК). Эсминец может иметь боекомплект в 600 УАРС LRLAP (по 300 снарядов на каждую АУ), а также дополнительные снаряды. Корабль предполагается оснастить гидроакустическим комплексом с антенной в бульбовом обтекателе и с гибкой протяженной буксируемой антенной (ГПБА), гидроакустической станцией миноискания (ГАСМИ) и двумя необитаемыми подводными аппаратами RMS.
Авиационное вооружение представлено двумя вертолетами МH-60R или одним МH-60R+3 БЛА.
Полное водоизмещение составляет 14 564 тонны, максимальная длина – 182 метра, ширина – 24 метра, осадка – 8,4 метра. Мощность главной энергетической установки – 104 тысячи лошадиных сил, скорость полного хода – 30 узлов, дальность плавания – более 10 тысяч миль, экипаж – 142 человека.
Военно-морские эксперты отмечают инновационность нового эсминца. В частности, аналитик по вопросам вооружений Лексингтонского института Лорен Томпсон полагает, что «Зумвельт» является своеобразным мостом между славными традициями и новыми реалиями тотальной информатизации и широкого распространения высокоточного вооружения. «Концепция этого корабля не отличается радикальными изменениями, основной задачей конструкторов стало воплощение в жизнь идеи многоцелевого применения эсминца, который стоит одной ногой в настоящем, а другой – в будущем», – отметил Томпсон.
Николай Новичков
|