За последние годы Йемен снискал себе «славу» рассадника терроризма, а также одной из наиболее опасных для проживания стран мира. В Глобальном индексе терроризма за 2012 г., составленном Университетом штата Мэриленд (США), Йемен занимает 5-е место, имея одни из самых высоких показателей по количеству терактов, погибших и пострадавших в них, а также по нанесенному ими материальному ущербу. Главным исполнителем здесь является так называемая «Аль-Каида» на Аравийском полуострове» (АКАП). Примечательно, что Насыр аль-Вухейши — эмир АКАП — в мае 2013 г. был включен журналом “Foreign Policy” в список 500 наиболее влиятельных людей мира.
Экс-президент Али Абдалла Салех, еще будучи у власти, чтобы доказать американцам свою безальтернативность в качестве главы государства, предпринял ряд шагов по дестабилизации обстановки в стране. Так, он позволил, по сути, передать фундаменталистам несколько складов с оружием, что не могло не подтолкнуть их на «подвиги» во имя ислама. Теперь же Салех указывает американцам на то, что обострение террористической обстановки в стране связано именно с его уходом из власти, что только он мог противостоять фундаменталистам, и что неплохо было бы вернуть все на свои места. Президент Хади не может не принимать это во внимание.
«Аль-Каида», пользуясь ослаблением центральной власти, стала наращивать в Йемене свое присутствие. Группировка «Ансар аш-шариа» («Поборники шариата»), связанная с АКАП, действует в мухафазах Абьян и Шабва, которые стали опорными базами фундаменталистов. При этом АКАП ведет боевые действия значительным количеством сторонников, что расходится с привычным представлением об этой организации, чьи боевики большей частью скрываются в труднодоступной горной местности. Существует мнение, что «Ансар аш-шариа» — это та же «Аль-Каида», сменившая здесь свое пугающее название для сближения с населением и дальнейшего распространения своего влияния.
В районах, контролируемых АКАП, фундаменталисты выполняют функции исполнительной и судебной власти. Кроме обеспечения безопасности местного населения, «Ансар аш-шариа» помогает нуждающимся, пытается наладить медицинское обслуживание, восстанавливает электрогенераторы и поставляет населению предметы первой необходимости.
АКАП стремится расширить зону своего влияния, усиливая пропагандистскую работу среди населения. В связи с этим фундаменталисты нередко выступают в качестве единственного гаранта защиты от произвола банд, устраивающих грабежи населения. Так, «Ансар аш-шариа» по просьбе местных жителей взяли под охрану дороги в Абьяне, Шабве и Хадрамауте. Несмотря на благоприятно складывающуюся региональную конъюнктуру, АКАП не спешит расширять «зону ответственности» ввиду недостатка боевиков. Она делает ставку на пропаганду, стремясь заручиться поддержкой местных жителей. Для этого фундаменталисты ведут телевизионное и радиовещание пропагандистских программ. Все это в значительной мере облегчает задачу фундаменталистов по привлечению в свои ряды новых сторонников. Таким образом, в Йемене произошла эволюция методов «работы» «Аль-Каиды», ранее предполагавшей в основном «точечные» диверсии.
Помимо названных мухафаз, АКАП продолжает создавать ячейки в других регионах страны в ожидании подходящего политического момента для их активизации. Стремясь использовать политический момент, АКАП в подконтрольных ей районах ведет активную работу по привлечению в свои ряды новых сторонников, а также привлекает сюда боевиков из мухафаз Аль-Джауф, Мариб и Хадрамаут. Кроме того, фундаменталисты смогли организовать сотрудничество с сомалийскими экстремистами организации «аш-Шабаб» («Молодежь») и получают от них оружие, а также включают в свои ряды их боевиков.
Территории, контролируемые «Ансар аш-шариа», имеют большое значение, так как запасы нефти и газа главным образом находятся в южных мухафазах. Учитывая ограниченные возможности йеменской армии, освобождение южных мухафаз от АКАП может затянуться.
|