Последние события на международной арене заставляют некоторых специалистов предсказывать начало новой холодной войны и гонки вооружений. Как именно будут развиваться события в будущем, пока до конца не ясно. Тем не менее, уже сейчас некоторые действия крупнейших стран мира рассматриваются как доказательство фактического начала конкуренции между государствами в военно-технической области. 27 сентября австралийская редакция издания International Business Times (IBTimes) опубликовала статью К. Кумара U.S. To Launch New Generation Submarines To Counter Threats From The Bulging Fleet of Russia and China («США запускают новое поколение подлодок, чтобы противодействовать растущим флотам России и Китая»). Автор материала постарался рассмотреть текущую обстановку в области подводного флота и найти новые тенденции.
Прежде всего журналист IBTimes отметил, что в настоящее время происходит старт гонки вооружений в области подводных лодок. Дело в том, что США объявляют о строительстве новых подводных лодок, призванных заменить существующие многоцелевые АПЛ типа Ohio и стать инструментом противодействия подводному флоту России и Китая. Оценивая будущее, командование ВМС США обеспокоено бурным ростом мощи подводных сил России и Китая.
Со ссылкой на информагентство Fox News приводятся слова командующего подводными силами Командования сил флота США (бывшее командование Атлантического флота) вице-адмирала Майкла Коннора. Он полагает, что быстрое развитие российских и китайских многоцелевых подлодок, вооруженных крылатыми ракетами, требует симметричного ответа со стороны США. Американским военным в ответ на эту угрозу требуется развертывать свои многоцелевые АПЛ.
К. Кумар напомнил, что Россия располагает серьезным ядерным арсеналом, доставшимся ей при распаде Советского Союза. Эти ядерные силы являются одним из главных поводов для беспокойства руководства Соединенных Штатов. Мощь ядерных сил сохранена и постепенно растет. Австралийский журналист приходит к выводу, что в дальнейшем это позволит России увеличить свое влияние подобно СССР.
Рассмотрение состояния и перспектив российского подводного флота австралийский журналист начал с недавних новостей. Буквально за неделю до появления его публикации российское министерство обороны объявило о намерении модернизировать подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» (по классификации НАТО – Akula II). Кроме того, были опубликованы фотографии двух таких субмарин, готовящихся к ремонту.
При этом автор статьи «США запускают новое поколение подлодок, чтобы противодействовать растущим флотам России и Китая» вынужден отметить, что американских адмиралов беспокоят не только российские, но и китайские планы. Пекин намерен и далее развивать свои подводные силы, стремясь сделать их ударным инструментом глобального масштаба.
Вице-адмирал М. Коннор не так давно описал стратегию развития подводных сил Китая. ВМС НОАК в настоящее время располагает ощутимым количеством подводных ракетоносцев, несущих баллистические ракеты. В будущем их количество будет увеличиваться. Управление разведки ВМС США отмечает, что военно-морские силы Китая из прибрежной силы постепенно превращаются в инструмент решения задач на региональном уровне. Подлодки и надводные корабли Китая способны поражать цели на расстоянии в несколько сотен километров от берегов страны.
Разведчики ВМС США полагают, что в существующих планах Китая имеется строительство и постановка на дежурство новых атомных подлодок с баллистическими ракетами типа Jin. На данный момент китайские военные в общей сложности располагают 5 многоцелевыми АПЛ и 4 атомными субмаринами с баллистическими ракетами. Кроме того, в строю имеются 53 дизель-электрические подводные лодки.
Согласно докладам разведки, в последнее десятилетие Китай занимается активной разработкой новых технологий и проектов в области подводных лодок. В первую очередь это сказалось на количестве и качестве многоцелевых подлодок, вооруженных крылатыми ракетами для атаки кораблей противника.
Журналист IBTimes рассмотрел положение военно-морских сил США в прошлом и настоящем. В шестидесятых годах, когда подлодки были вооружены баллистическими ракетами и стали инструментом ядерного сдерживания, Соединенные Штаты располагали наибольшим парком подобной техники. В составе ВМС США в то время было до 40 атомных подлодок различных типов. К настоящему времени количество АПЛ, участвующих в ядерном сдерживании, сократилось до 14.
Будущее морского компонента стратегических ядерных сил США будет зависеть от реализации проекта Ohio-replacement («Замена для лодок типа Ohio»). Первая субмарина этого типа должна войти в строй в начале следующего десятилетия. В настоящее время разработка нового проекта находится на начальных стадиях. Кроме того, ведется подготовка к строительству новых АПЛ. В конце сентября стало известно, что компания General Dynamics Electric Boat займется выполнением ряда вспомогательных работ в рамках строительства, за что получит 311 миллионов долларов.
Таким образом, К. Кумар привел несколько фактов и заявлений военных, из чего сделал вывод о начале новой гонки вооружений в области подводных лодок. Корректность такого вывода может быть поводом для спора, однако нельзя не признать, что и Россия, и Китай в последние годы активно развивают свой подводный флот. США собираются остаться мировым лидером в этой области, из-за чего вынуждены принимать соответствующие меры. Таким образом, последовательное обновление подводных лодок разных стран, проводимое по причине появления возможных угроз, в определенный момент действительно может перерасти в настоящую гонку вооружений.
Тем не менее, нельзя не признать, что пока темпы разработки и строительства новых субмарин далеки от тех, что были в прошлые десятилетия, в годы холодной войны. К примеру, до 2020 года ВМФ России должен получить лишь восемь новых АПЛ с баллистическими ракетами и такое же количество многоцелевых атомных субмарин. Темпы строительства новых подводных лодок для ВМС Китая по понятным причинам неизвестны, однако вряд ли стоит полагать, что до конца десятилетия китайский флот получит большое количество субмарин различных типов. США, в свою очередь, пока не торопятся заменять имеющиеся у них АПЛ. Новые субмарины войдут в строй только в начале следующего десятилетия. Пока предполагается заменить АПЛ типа Ohio, вооруженные баллистическими ракетами, а многоцелевые лодки типа Virginia будут проходить модернизацию и останутся в строю до 2030-40 годов.
Политическая и экономическая ситуация как в мире, так и в ведущих странах, такова, что новая гонка вооружений оказывается почти невозможной. Строительство подводных лодок с теми же темпами, что в шестидесятых или семидесятых годах, будет связано с колоссальными расходами, которые будут не по силам даже мощнейшим экономикам мира. Таким образом, вряд ли стоит ждать, что Китай, США и Россия начнут «соревнование» в области подводного флота. Однако они продолжат развивать свои подводные силы, строя новые субмарины и модернизируя имеющиеся.
Тем не менее, нельзя не отметить, что страны могут пересмотреть свои планы и скорректировать количество необходимых подводных лодок. Ухудшение международной обстановки действительно может привести к такому развитию событий, однако экономические возможности вряд ли позволят странам серьезно пересмотреть свои намерения и построить заметно большее количество АПЛ в сравнении с нынешними планами.
|