28 сентября президент США Барак Обама заявил, что американские разведывательные организации имели необходимые сведения об организации «Исламское государство», однако недооценивали его. Ранее похожие заявления сделали несколько высокопоставленных чиновников из разных структур. Как оказалось, США располагали сведениями о существовании и деятельности террористической организации, однако не увидели в ней угрозу. Ценой такой ошибки стала продолжающаяся несколько месяцев война в Ираке, в ходе которой армия и население страны несут серьезные потери. Кроме того, к борьбе против «Исламского государства» пришлось присоединиться нескольким третьим странам, в том числе и США.
Ошибки и проблемы американской разведки
В оправдание американских спецслужб следует сказать, что далеко не всегда разведка в состоянии вовремя получить всю необходимую информацию, а аналитикам порой не удается сделать правильные выводы и прогнозы. Тем не менее, несмотря на объективную сложность работы разведки, одной из главных причин последних событий в Ираке является недостаточно качественная работа разведывательных структур нескольких стран, в первую очередь Соединенных Штатов.
Спецслужбы США уже не в первый раз допускают различные ошибки, которые становятся поводом для многочисленных споров или даже скандалов. На протяжении нескольких последних лет ЦРУ и другие разведывательные организации неоднократно совершали ошибки, имевшие серьезные последствия. Все это сказывается как на репутации разведки, так и на политической обстановке в стране. Кроме того, некоторые события повлияли или могут повлиять на отношения Вашингтона с другими странами.
Одной из первых крупных ошибок, допущенных в последнее время, стал скандал с иракским оружием массового поражения. 5 февраля 2003 года в ходе заседания Совбеза ООН госсекретарь США Колин Пауэлл продемонстрировал пробирку, в которой якобы был возбудитель сибирской язвы. Эта пробирка стала одним из доказательств того, что Ирак располагает бактериологическим и другим оружием массового поражения, однако тщательно скрывает его от международных наблюдателей. Предоставленные ЦРУ доказательства стали поводом для военного вторжения НАТО в Ирак. Следует отметить, Совбез ООН не одобрил проведение подобной операции.
Поиски оружия массового поражения на территории Ирака ни к чему не привели. Специалистам НАТО так и не удалось найти какие-либо следы существования такого оружия. Эта история завершилась в середине 2004 года, когда К. Пауэлл признал ошибки, касавшиеся обвинений в адрес старых иракских властей. Вину за ошибки он возложил на ЦРУ, предоставившее неточную и ошибочную информацию. Госсекретарь выразил сожаление, однако на территории Ирака уже шла полномасштабная война.
Летом прошлого года произошел другой скандал, затронувший как разведку, так и другие спецслужбы США. В начале июня 2013 года бывший сотрудник ЦРУ и АНБ Эдвард Сноуден передал прессе сведения о нескольких секретных проектах. Сноуден рассказал о существующих программах слежки. В общей сложности американские спецслужбы могли следить примерно за миллиардом граждан 60 стран. Велось прослушивание телефонов и контроль за использованием различных интернет-сервисов. К программам слежения были привлечены несколько крупных компаний, работающие в сфере связи.
Новости о глобальной слежке стали причиной для массовых возмущений и различных обвинений в адрес АНБ, ЦРУ и других американских спецслужб. Спецслужбы, в свою очередь, ответили обвинениями в разглашении секретной информации. В соответствии с законами США Сноудена ждет длительное тюремное заключение. Кроме того, АНБ было вынуждено изменить подход к работе с секретной информацией. В существующие правила были внесены серьезные изменения, направленные на сохранение и неразглашение секретных сведений.
Разоблачения Сноудена коснулись не только простых граждан, но и руководства нескольких государств. Благодаря ему выяснилось, что спецслужбы США в течение длительного времени следили за чиновниками 35 стран. Прослушка руководства государств привела к соответствующим последствиям в виде обвинений и различных заявлений. К примеру, сведения о наблюдении за канцлером Германии Ангелой Меркель привели к началу многочисленных споров и некоторому охлаждению отношений с США. Кроме того, еще в августе 2013-го Германия разорвала договоры с США и Великобританией, позволявшие им заниматься электронной разведкой на ее территории.
В конце марта этого года американское издание The Wall Street Journal опубликовало любопытный материал о работе спецслужб во время украинского кризиса. Со ссылкой на свои источники издание утверждало, что американская разведка не смогла вовремя раскрыть планы российского командования и узнала о событиях в Крыму только после их начала. Американская разведка смогла получить некоторые сведения о возможных действиях России, однако дальнейшие действия спецслужб были невозможны ввиду отсутствия необходимой информации.
Во время проведения всех необходимых действий российские войска использовали закрытые каналы связи, а также использовали другие методики противодействия разведке третьих стран. В результате все поставленные задачи были успешно выполнены, Крым присоединился к России, а американские спецслужбы получили важный опыт и лишний повод для критики.
Как видим, ЦРУ и другие разведывательные структуры США с незавидной регулярностью совершают ошибки, бьющие по их репутации и по престижу страны. При этом несколько десятилетий назад ЦРУ считалось одной из лучших разведок мира, работающей почти без ошибок. Возможно, на результатах работы и репутации спецслужб сказались некоторые особенности распространения информации. Раньше им было легче скрывать сведения о своих ошибках, а утечки секретной информации имели иной масштаб ввиду отсутствия развитых мощных структур распространения данных наподобие современного Интернета.
Тем не менее, похоже, дело не только в более простом распространении информации. Есть основания полагать, что американские разведывательные организации действительно стали работать заметно хуже. Причин этого может быть несколько.
Самая очевидная версия о причинах этих явлений – изменение специфики работы разведки. ЦРУ и другие разведывательные организации США создавались в первую очередь для работы с вероятным противником в условиях холодной войны. Благодаря этому разведка имела серьезные стимулы к эффективной работе и получала соответствующее финансирование. Распад Организации Варшавского договора и СССР привел к изменению политической обстановки в мире. В частности, фактически отпала надобность в мощных разведывательных структурах, призванных добывать информацию о действиях вероятного противника в лице сверхдержавы и ее союзников.
Отсутствие подобной работы, а также постоянные сокращения в итоге могли привести к самым неприятным последствиям. Старые специалисты в области разведки ушли в отставку или умерли, а «молодежь» не имеет возможности приобрести солидный опыт, подобный тому, что был у «стариков». В результате падает эффективность работы всей структуры, что приводит к известным инцидентам.
Распад Советского Союза, бывшего основным объектом внимания разведки США, сказался на ее работе и иным образом. Раньше основные усилия ЦРУ и других организаций были сосредоточены на СССР и нескольких его союзниках. Интерес к большому количеству иных стран проявлялся только при соответствующей необходимости. Теперь же США не имеют крупного потенциального противника, поскольку декларируемая борьба с международным терроризмом имеет несколько специфических особенностей. Одна из них – существование не только крупной организации, представляющей гораздо большую опасность в сравнении с остальными, но и сравнительно мелких групп и организаций, за которыми тоже требуется следить.
Наличие большого количества потенциально опасных организаций приводит к распылению далеко не безграничных сил и сложностям с работой и добычей ценной информации. С учетом постоянной смены кадров эта особенность работы может заметно ухудшать общую эффективность спецслужб.
Интересной особенностью работы американской разведки в последние годы стало явное преобладание политики над изучением фактов. Сейчас, имея множество данных о войне в Ираке и предшествующих ей событиям, можно утверждать, что конфликт начался не из-за разведданных, но из-за политических и экономических интересов Вашингтона. Фактически официальный Вашингтон принял политическое решение, а разведчики подобрали необходимые сведения, подтверждающие правильность этого решения. Правда, позже выяснилось, что у Ирака не было никакого оружия массового поражения, которое стало официальной причиной войны, но госсекретарь США признал ошибки и обвинил в них ЦРУ. Помимо этих обвинений никаких реальных последствий ошибок не было.
Вполне возможно, что помимо крупных ошибок, ставших предметом обсуждения, американские разведывательные организации допускали небольшие и почти незаметные для широкой общественности. Тем не менее, и те, и другие ошибки разведчиков могут иметь самые серьезные последствия как для самих Соединенных Штатов, так и для их союзников или третьих стран. Последние события, получившие огласку, могут говорить о неких процессах, происходящих внутри ЦРУ и в других подобных организациях. Все эти процессы и события негативно влияют на эффективность работы разведки и события на международной арене. Собирается ли американское руководство каким-либо образом исправлять ситуацию – неизвестно. Однако необходимость в подобных действиях, похоже, давно назрела
|