Прошёл почти месяц с тех пор, как Барак Обама признал силу, влияние и военную мощь группировки «Исламское государство». Примерно в то же время председатель Объединённого комитета начальников штабов генерал Мартин Демпси заявил, что для победы над боевиками потребуется проведение наземных операций в Ираке и Сирии. Вашингтон по главе коалиции более двух месяцев наносит авиаудары по позициям боевиков, на что террористы ответили ускорением передвижения и изменением тактики.
«Исламское государство» и США: наземная операция?
Напомним, в конце сентября президент США в выступлении на телеканале «CBS» признал, что американская разведка недооценила угрозы «Исламского государства» (ИГ), а вот способность военных сил Ирака противостоять боевикам, наоборот, переоценила.
Обама также сказал, что «за последние два года, воспользовавшись хаосом во время гражданской войны в Сирии, боевики смогли восстановить свои силы». (И забыл, конечно, сказать, что хаос в Сирии — дело рук Вашингтона, по локоть выпачканных в крови сирийского народа.)
По словам Б. Х. Обамы, «группировка стала центром мирового джихада».
Отметим, что авиаудары, наносимые коалицией по позициям ИГ, к существенным успехам не привели. Боевики лишь переменили тактику, сделав упор на сетевую структуру.
Последнее довольно типично для современной террористической организации, корни которой всегда уходят в подполье, а деятельность сочетается с подрывными и партизанскими методами.
Для того, чтобы американские военные били по фальшивым целям, боевики украсили своими чёрными флагами пустые или заброшенные дома. Кроме того, исламистская пехота уселась на железных коней — на мотоциклы.
Опасаясь ракетных ударов, ИГ размножило свои штаб-квартиры. Там, где раньше была одна, сегодня существует штук двадцать.
Что касается средств связи, то руководители ИГ редко пользуются сотовыми телефонами и при этом предпочитают часто менять или вынимать из аппаратов сим-карты.
А недавно у исламистов появились трофейные самолёты.
Три истребителя (по предположениям, МиГ-21 и МиГ-23) боевики захватили у сирийских ВВС. Сегодня строители мирового халифата учатся летать, а руководят полётами на военном аэродроме Аль-Джарра (к востоку от Алеппо) иракские пилоты-офицеры, некогда служившие С. Хусейну, а теперь добровольно вступившие в ряды «Исламского государства» на территории Сирии.
В прессе регулярно появляются сводки о нанесении новых воздушных ударов по позициям боевиков из ИГ.
Последние авиаудары были направлены на территории близ сирийского (курдского) города Кобани, расположенного на границе с Турцией, а также на позиции боевиков в Ираке (город Эль-Фаллуджа).
Экстремисты, воюющие под чёрным флагом за мировой халифат, прославились своей жестокостью и бесчеловечностью. На их совести — тысячи убитых мирных жителей (точное число неизвестно). Сотни тысяч людей потеряли кров и стали беженцами. Кроме того, делая циничный бизнес на выкупах, боевики держат в плену несколько тысяч заложников (точное число тоже неизвестно).
В коалицию арабских государств, недавно присоединившихся в борьбе с террористами к Соединённым Штатам, Великобритании и Австралии, входят Саудовская Аравия, Иордания, Бахрейн, ОАЭ, Кувейт и Катар. Однако Вашингтон не оставляет попыток коалицию расширить — в том числе за счёт стратегического привлечения государств Юго-Восточной Азии.
20 октября «Голос Америки» со ссылкой на агентство «Рейтер» передал, что госсекретарь Джон Керри прибыл в Индонезию на президентскую инаугурацию Джоко Видодо.
Сообщается, что глава американской дипломатии рассчитывает получить дополнительную помощь от лидеров Юго-Восточной Азии в кампании против ИГ на Ближнем Востоке.
По словам анонимных чиновников, главной темой переговоров Керри станет как раз возможность дополнительного участия местных государств в кампании против «Исламского государства». Речь о возможностях по блокированию вербовки боевиков из стран ЮВА, а также препятствованию возвращения в этот регион экстремистов, приобретших военный опыт. Кроме того, стороны поговорят о перекрытии механизмов финансирования боевиков. «Госсекретарь будет обсуждать те области, в которых, как мы считаем и надеемся, отдельные страны могут сделать больше», — отметил неназванный собеседник агентства.
По словам второго чиновника, Керри планирует призвать господина Видодо принять меры по замораживанию активов боевиков в соответствии с требованиями ООН, касающимися борьбы с отмыванием денежных средств.
«Учитывая, что это четвёртая страна в мире по численности населения, третья крупнейшая демократия и крупнейшая страна с мусульманским населением, роль Индонезии крайне важна», — цитирует «Голос Америки» американского чиновника.
«Голос Америки» также напоминает, что накануне визита в Джакарту мистер Керри провёл двухдневные переговоры в Бостоне с главой китайской дипломатии, членом Госсовета КНР Яном Цзечи. Обе стороны подчеркнули необходимость сотрудничества перед лицом глобальных угроз, включая ИГ.
Вероятно, всем этим бесконечным переговорам и поиску региональных союзников способствует низкая эффективность воздушных атак американцев и сил коалиции.
Ещё месяц тому назад, понаблюдав на бомбардировками позиций боевиков ИГ, один опытный американский генерал сказал, что без наземной операции тут не обойтись. Правда, Б. Х. Обама пообещал своим гражданам, что на новую войну в Ираке американские солдаты не пойдут. Но как знать…
В конце сентября председатель Объединённого комитета начальников штабов США генерал Мартин Демпси заявил, что для успешной борьбы с ИГ потребуется наземная операция в Ираке и Сирии. Авиаудары начали разрушать инфраструктуру джихадистов, однако этого мало. По его словам, Белому дому придётся принять политическое решение и ввести войска в Ирак и Сирию. Военные аналитики США тут же назвали и цифры: для операции в одном только Ираке понадобится 15 тысяч человек.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский сказал «Свободной прессе», что Барак Обама будет до последнего сопротивляться попыткам направить на Ближний Восток американские сухопутные войска:
«Вести войну, во-первых, не в характере Обамы, во-вторых, когда он баллотировался в президенты, давал твердое обещание — покончить с обеими войнами, которые вёл его предшественник. И Обама это сделал: вывел войска из Ирака и выводит их сейчас из Афганистана. Поэтому он категорически не хочет заканчивать своё президентство вопреки данным обещаниям, развязав третью войну».
Однако эксперт напомнил, что «ни одна война в истории не выигрывалась только ударами с воздуха». И исламисты, которым мешает сопротивление местных вооружённых сил и удары американской авиации, могут переменить направления атак. В таком случае «следующим направлением удара боевиков ИГ будут суннитские территории, то есть Иордания и Саудовская Аравия».
В Иордании сильны позиции исламистов, а на территорию Саудовской Аравии боевики могут войти в расчёте на дружественное население. А оттуда, сказал эксперт, «прямой путь к Синайскому полуострову и к Египту».
Подобный сценарий не понравится США, и поэтому они «будут делать всё, чтобы не допустить такого развития события».
А военный эксперт, руководитель «Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии» Семён Багдасаров сказал, что американцы на самом деле уже применили сухопутные войска в борьбе с ИГ.
«Демпси — профессионал, и он отлично понимает, что авиаударами ни в Ираке, ни в Сирии исламистов не побороть. Боевики на территориях, которые они контролируют, организовали самое что ни на есть государство. А государства берутся под контроль только сухопутными войсками».
Эксперт сказал, что американцы уже использовали отдельные подразделения в районе Синджара — там действовали морская пехота и спецвойска. Там участвовало примерно несколько сотен человек. И это не те военные советники и бойцы, которых Штаты отправили в Ирак для защиты посольства в Багдаде.
«Поясню: сначала они ввели триста бойцов якобы для защиты посольства, потом ещё — для защиты консульства в Эрбиле. Но на самом деле формировался союзнический аппарат, в задачу которого входит сбор и обработка информации. В некоторых случаях (как в Иракском Курдистане) американцы участвовали в боевых действиях в качестве руководителей подразделений иракских курдов. Да, несколько сотен охраняют посольство, но под Синджаром участвовали другие силы, которых под видом оказания помощи езидам были переброшены в Ирак. То есть Америка уже использовала ограниченный воинский контингент и, кстати, весьма удачно. Но об этом мало кто осведомлён в России».
Кроме того, аналитик допускает, что генерал Демпси «хитрит». По словам Багдасарова, генерал «отлично понимает, что 15 тысяч не хватит для борьбы с ИГ, но он также понимает, что с ходу 50-тысячный контингент послать на войну будет крайне сложно. Поэтому предлагает сначала 15 тысяч, потом, наверняка, предложит ещё 15 тысяч, ну а потом — как сложится».
Что до Барака Хусейна Обамы, то ему очень не хочется использовать сухопутные войска в крупномасштабных операциях. По мнению Багдасарова, ему бы хотелось «протянуть время до очередных президентских выборов, чтобы его преемник и принимал такое тяжёлое решение». И тянуть он будет, несмотря на то, что выборы пройдут только осенью 2016 года.
В действительности положение Обамы, добавим от себя, стало таким трудным не потому, что его предшественник Буш-младший развязал две войны. Обама — тот ещё миротворец: в 2011-м году он ударил по Ливии. Хаос в Сирии и подъём вокруг Сирии радикальных исламистских полчищ — тоже его заслуга, как минимум косвенная. Вся «арабская весна», принесшая на Ближний Восток и в Египет хаос и исламизм, — отчасти заслуга Белого дома при Обаме.
Экстремисты всех мастей и оттенков, воевавшие против сирийской армии под знамёнами «Аль-Каиды», «Джебхат ан-Нусры» и прочих «ячеек» и получившие на этой затяжной войне немалый боевой опыт, — это часть тех воинов за демократию, которых пестовал Вашингтон. Теперь Вашингтон твердит, что ему в борьбе с исламистами из ИГ поможет «умеренная оппозиция». Но американская администрация лишь выдаёт желаемое за действительное, опасаясь потерять лицо.
Если кто и помог бы Вашингтону с борьбе с ИГ, заявившем о грядущем утоплении США в крови, так это законный и легитимный сирийский президент Башар Асад, вся вина которого заключалась в том, что он якобы не вполне демократичен. Байки же о травле Асадом химическим газом собственного народа, распространённые Белым домом и его союзниками в Западной Европе, оказались на поверку таким же враньём, как «ораторский приём» К. Пауэлла с пробиркой.
Как раз Асад имеет огромный опыт в борьбе с террористами — и мог бы при поддержке коалиции осуществить наземную операцию против ИГ. Однако «демократия» США дороже, и поэтому Асад, скорее всего, окажется одной из «попутных» целей американцев. И тем более он таковой окажется, ежели Вашингтон всё же решится на крупномасштабную наземную операцию в Сирии и Ираке.
|