Турецкие СМИ размышляют о влиянии результатов парламентских выборов на Украине и выборов в Донецкой и Луганской народных республиках на баланс сил в мире. Турецкие газеты отмечают эффективность внешней политики России и вместе с тем высказывают опасения насчёт «ветров холодной войны». При этом аналитики полагают, что сотрудничество Турции и России будет расти, если тому не помешает политическая напряжённость.
В последнем обзоре турецких газет, сделанном переводчиками «ИноСМИ», приводятся разные точки зрения на будущее Украины после парламентских выборов и на отношения России и Запада. Затрагиваются также вопросы так называемого газового кризиса и экономического сотрудничества России и Турции.
Как отмечает Samanyoluhaber.com, Россия признала результаты украинских парламентских выборов, и после этого «шага навстречу» последовало и разрешение газового кризиса между Россией и Украиной. Обозреватели ожидают, что подписанное газовое соглашение внесёт вклад в преодоление нестабильности на финансовых рынках; кроме того, оно позволит устранить риск прерывания поставок газа в Турцию.
Что касается выборов в ДНР и ЛНР, то не вся турецкая пресса находит их «спорными». Мнения высказываются самые разные.
Например, газета «Hürriyet» восприняла их как сигнал к возможному возобновлению войны на востоке Украины. Портал Habertürk.com привёл уточнение помощника президента России Ю. Ушакова о том, что Россия заявила об «уважении» волеизъявления жителей востока. А газета «Yeni Mesaj» выразила полную поддержку позиции России. Издание пишет, что провозглашение независимости и проведение выборов на востоке Украины — «решение народа Донецкой и Луганской народных республик». В другой статье этого издания говорится, что в контексте поражения демократов, а значит, и Обамы, на промежуточных выборах в США успех пророссийских лидеров на востоке Украины свидетельствуют об изменении баланса сил в мире и эффективной внешней политике РФ.
По мнению аналитиков «Cumhuriyet», на примере Крыма и Украины сегодня можно видеть, как «россияне переходят к контратаке и начинают играть мускулами». Многие при этом истолковывают подобные сигналы как «ветры новой холодной войны».
Газеты обращают и внимание на снижение объёмов экспорта Турции в Россию по сравнению с 2013 годом. Этому имеется объяснение. Как отмечают «Taraf» и «Yeni Çağ», экономика РФ движется в сторону финансового кризиса. Издания полагают, что российский кризис ударит и по Турции, в первую очередь по сектору туризма.
Необходимо прислушаться и к мнению экспертов.
Политолог Лерна Яник (Lerna K. Yanik) на портале «The Conversation» рассуждает о новейшем периоде политических и экономических отношений Турции и России.
В начале статьи она напоминает, что юго-восток Турции, бывший центр Османской империи, в последнее десятилетие переживает бум, в котором ключевую роль играет Россия. Однако, если взглянуть на отношения двух государств в контексте региональной геополитики, то между Турцией и Россией будут выявлены заметные расхождения.
Год назад Владимир Путин обратился к Турецко-российскому Совету сотрудничества высшего уровня. Об отношениях двух стран президент России сказал: «У нас могут быть разногласия по отдельным вопросам, но это ни в коей мере не приводит к охлаждению в наших отношениях. Напротив, мы активизируем наши контакты и ищем точки соприкосновения».
По мнению Лерны Яник, эти слова подводят итог текущему состоянию отношений между двумя государствами.
Да, Турция и Россия расходятся по вопросам войны в Сирии. Анкара желает видеть Сирию без Башара Асада, а Москва полагает, что любое иностранное вмешательство, направленное на отстранение Асада от власти, приведёт к ещё большей дестабилизации Сирии и всего Ближнего Востока. И подобные разногласия ложатся тенью на упомянутый «бум» в торговле и инвестициях между двумя странами.
Автор также напоминает, что османская и российская империи целых 350 лет боролись за территории и влияние в регионе. Во время Первой мировой войны они воевали на противоположных сторонах. Несмотря на краткое время союзничества во Второй мировой войне, две страны затем снова оказались не в ладах, потому что Советы потребовали свободный доступ к турецким проливам. Иначе СССР намекал на возможность пересмотра границ двух стран.
Коммунизм и СССР были в Турции врагом номер один довольно долгое время. Отсюда проистекала и политика безопасности государства, оправдывавшая поиск своего места в западном лагере.
СССР официально отказался от своих претензий после смерти Сталина в 1953 году, но отношения улучшились не сразу — на это ушли годы. Тем не менее, к концу 1970-х годов Турция стала одним из крупнейших получателей советской помощи за пределами стран Варшавского договора.
В начале 1990-х гг. отношения между Москвой и Анкарой снова испортились. После распада СССР отмечался турецкий экспансионизм в Средней Азии, заострились вопросы безопасности, касающиеся чеченского и курдского сепаратизма. Отмечались и проблемы прокладки трубопроводов. Спустя несколько лет обе стороны нашли компромисс и по трубопроводам, и по вопросам безопасности.
Эти годы, тем не менее, не сказались отрицательно на развитии экономических связей между двумя странами. В 1980 году объём годового товарооборота между Турцией и СССР, напоминает эксперт, составлял всего 361 млн. долл. Показатель вырос до $ 1,5 млрд. в 1992 году и до 20,7 млрд. в 2006 году. В настоящее время он колеблется в районе 33 млрд. долларов. Число турецких фирм, инвестирующих сегодня в Россию, оценивается примерно в шесть сотен. Общий объём инвестиций составляет около 12 млрд. долл. (по сравнению с $ 9 млрд., идущими в противоположном направлении). Российские и турецкие политики неоднократно заявляли, что они нацелены на показатель товарооборота в 100 млрд. долл. к 2023 году.
Значительную долю в торговле занимает российский природный газ. Россия поставляет почти 60% природного газа Турции. Спрос здесь увеличился с 2000 года втрое, в первую очередь газ идёт по трубопроводу «Голубой поток». Также Россия ведёт строительство АЭС в Аккую в южной части Турции (проект оценивается в 20 миллиардов долларов).
Тем не менее, отмечает эксперт, правительство Турции не желает сохранять увеличенную зависимость от поставок Россией природного газа. Политическая воля Анкары направлена на будущее превращение Турции в «энергетический хаб», откуда в Европу пойдут трубопроводные поставки нефти и газа из Катара, Ирака и Ирана. Стратегия «хаба» может подорвать доминирование России на европейском энергетическом рынке. Подобная позиция приводит Анкару к «деликатной эквилибристике» в дипломатии.
Россия тоже не сидит сложа руки. Сейчас она продвигает трубопровод «Южный поток» (газопровод с юга России, направленный через Болгарию и Балканы в Италию и создающий альтернативу линии, которая идёт через Украину). И Турция тепло встретила этот проект, «явно не желая противодействовать русским на этом фронте».
Осторожно действует Турция и в отношении к украинскому кризису.
Когда произошла «аннексия Крыма», за которой начались пророссийские восстания в Донецкой и Луганской областях, Анкара «двусмысленно заявила», что «следует уважать территориальную целостность Украины, однако правительство должно провести реформы с целью соблюдения прав меньшинств на Украине».
Кроме того, когда Россия ответила на санкции ряда западных стран, запретив ввоз оттуда продовольствия, Турция вместе с некоторыми странами Латинской Америки вызвалась увеличить поставки своих продуктов в Россию. Причём нельзя не сказать, что Турция не осталась от этого в выигрыше.
Что касается сирийского конфликта, то здесь интересы Турции и России по-прежнему расходятся. Не так давно Анкара призвала Вашингтон атаковать Б. Асада, а за это обещала поддержать коалицию против террористического «Исламского государства».
В 2013 году Турция с помощью сил НАТО создала «противоракетный щит», развернув «Пэтриоты» на востоке. Это тоже не нравится России. Турция же настаивала на том, что ракеты нужны в оборонительных целях (против Сирии). Русские этим ответом не удовлетворились.
И всё же Сирия, как утверждает посол Турции в России, порождает между Анкарой и Москвой лишь «некоторые частичное расхождение, которое нельзя представить как разногласие».
Но если это «расхождение» усилится, несомненно, следует ожидать ухудшения отношений. Лерна Яник допускает, что Россия может устроить «трудную жизнь» турецким бизнесменам, что, в свою очередь, даст Москве «существенные рычаги влияния на соседа», если ситуация того потребует.
Таким образом, в настоящий момент в отношениях Анкары и Москвы превалирует экономика. Стоит в это позитивное сотрудничество вмешаться политике — и всё то, что было наработано в последнее десятилетие, может пойти коту под хвост. Именно по этой причине Турция придерживается относительно осторожной политики и занимается «деликатной эквилибристикой» в дипломатии.
|