У Эр-Рияда и Вашингтона — политический развод. Саудитам не нравится «мягкая» позиция Вашингтона по тегеранскому ядерному вопросу. Кроме того, ближневосточная монархия не может простить США отклонения от сирийского курса. Эр-Рияд считал, что Обама «додавит» Асада, но Обама от военной операции уклонился. И теперь Саудовская Аравия ищет новых союзников. На первом месте в списке… Россия.
Саудовская Аравия стала «антиамериканским» государством?
В американском издании «WND» вышла статья Аарона Кляйна (Aaron Klein), посвящённая геополитическим новациям от Эр-Рияда.
Автор пишет, что Саудовская Аравия готова сойтись с Москвой, лишь бы «умерить пыл» Ирана и достичь «компромисса по ядерной программе». Об этом аналитику будто бы сообщили чиновники из министерства обороны монархии (разумеется, неназванные). Саудовская Аравия идёт на сближение с Россией, направленное на возможное формирование нового альянса, якобы сказали корреспонденту официальные лица.
Подобное сближение, отмечает автор материала, демонстрирует «отчаяние» саудитов от политики администрации Обамы, проводимой в отношении Ирана — крупнейшего конкурента монархии Саудов, борющегося за влияние на Ближнем Востоке и в Персидском заливе.
Почему бы и нет? Сблизилась же Россия с Египтом, от которого отдалились США. Журналист указывает, что после одобрения предыдущего президента, исламиста и бывшего «брата-мусульманина» Мухаммеда Мурси в 2013 году администрация Обамы «прохладно» отнеслась к его свержению и появлению светского и умеренного правительства Абделя Фаттаха ас-Сиси, который успешно выдавил из власти «Братьев-мусульман» и их исламистских союзников. Свято место пусто не бывает: США не поддерживают правительство ас-Сиси, и Египет становится всё ближе к России. Об этом свидетельствует оружейная сделка на 3,5 млрд. долл. между Каиром и Москвой (соглашение подписано в прошлом году).
В марте коллеги — министр обороны Египта и министр обороны России — объявили в Москве о расширении военного сотрудничества двух государств. В том числе речь шла и о совместных военно-морских учениях в Средиземном море.
Кроме того, египетские военные будут обучаться в российских военных академиях.
Предполагаемый старт нового диалога между Москвой и Эр-Риядом, похоже, продолжает тенденцию: бывшие союзники США поворачиваются «к русской оси», пишет обозреватель.
Однако сближению России и Саудовской Аравии может многое помешать.
Власти Саудовской Аравии поддерживают мятеж в Сирии, направленный против президента Башара аль-Асада, который тесно сотрудничает с Москвой.
Москва давно обвиняет саудитов в поддержке исламистов, действующих на Кавказе, в первую очередь в Чечне, Дагестане и Ингушетии.
Россия также утверждает, что Саудовская Аравия, сговорившись с Западом, предприняла попытки сбить цены на нефть, чтобы нанести ущерб российской экономике.
Наконец, Аарон Кляйн напоминает, что во времена холодной войны Саудовская Аравия, союзница США, поддерживала формирования моджахедов в Афганистане, воевавшие там с советскими солдатами.
Что думают по этому поводу эксперты?
По мнению старшего преподавателя кафедры общей политологии НИУ «Высшая школа экономики», арабиста Леонида Исаева, ответившего на вопросы «Свободной прессы», у России и Саудовской Аравии «громадное количество разногласий на Ближнем Востоке». Здесь и «Исламское государство», и ситуация в Сирии, и Иран, и Ирак.
«Россия в регионе традиционно ведёт диалог с Ираном, алавистской Сирией, «Хезболлой», — отметил эксперт, — в то время как для саудитов они кровные враги. То есть наши государства находятся по разные стороны баррикад почти по всем ключевым вопросам. Единственный момент, где мы косвенно выступаем единым фронтом, — это позиция по Египту, потому что Россия косвенно поддержала приход к власти Абделя Фаттаха ас-Сиси в результате госпереворота 2013 года, когда был свергнут Мухаммед Мурси».
Также эксперт напомнил, что «министр нефти Саудовской Аравии Али ан-Нуайми приложил максимум усилий для того, чтобы упали мировые цены на нефть». Какое сближение, коли «саудиты бьют… по российской экономике?»
По мнению арабиста, контакты между Россией и Саудовской Аравией «носят исключительно консультативный характер».
Вывод эксперта: публикация в «WND» и другие сообщения о сближении Эр-Рияда и Москвы — «информационные вбросы». Их цель — дать понять Вашингтону, что с мнением саудитов надо считаться.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов по поводу вбросов согласен с Исаевым.
«В 2008 году Москва и Эр-Рияд подписали договор о военном сотрудничестве, — сказал он «СП», — но, как известно, контракт на поставку российского вооружения на сумму от 4 до 6 млрд. долларов так и не сложился, хотя де-юре он так и не снят с повестки дня. Речь шла о закупке королевством 150 вертолётов (30 Ми-35 и 120 Ми-17 различных модификаций), более 150 танков Т-90С, около 250 БМП-3, нескольких десятков комплексов ПВО. Напомню, когда принц Бандар бин Султан приезжал в 2013 году в Москву для встречи с Владимиром Путиным, тогда были сообщения о том, что королевство якобы предлагает РФ сближение и закупку вооружений на 15 млрд. долларов в обмен на смену позиции по Сирии. Скорее всего, это также было информационным вбросом, потому что наивно было полагать, что наше руководство откажется от поддержки режима Асада».
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов тоже не видит оснований для сближения: «…честно говоря, не вижу даже намёка на сближение».
Эксперт напомнил, что Иран в Саудовской Аравии считается главным конкурентом. Эр-Рияд борется с Тегераном за доминирующие позиции в регионе. Для России же Иран — стратегический партнёр.
Что касается закупок оружия, то ведь Эр-Рияд покупает его не у Москвы, а у своих стратегических партнёров.
Отдельно надо сказать и о нефти, добавим от себя. Саудовская Аравия в последние дни предпринимает активные шаги, сбивая и без того низкую цену на «чёрное золото».
В минувшее воскресенье министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али аль-Наими сообщил, что королевство будет продолжать добывать по десять миллионов баррелей нефти в сутки. Об этом пишет РИА «Новости» со ссылкой на агентство «Блумберг».
После этого заявления на понедельничных торгах цена нефти пошла вниз. «Волатильность означает, что рынок ожидает снижения в краткосрочной перспективе», — сделал вывод рыночный эксперт, глава отдела по инвестициям «Ayers Alliance Securities» Джонатан Барратт.
Подобная политика, отметим, является прямым продолжением ценовой войны на нефтяном рынке, от которой страдают в первую очередь крупные конкуренты Саудовской Аравии — те, у кого себестоимость добычи нефти выше, чем у саудитов. Во-первых, это Россия, где себестоимость добытого барреля в северных климатических условиях чуть не на порядок выше, чем себестоимость того же барреля в жаркой Аравии (14-20 долларов против 2 долларов соответственно); во-вторых, это США, где нефть добывается из сланцев и где почти все скважины потеряют рентабельность при ценах ниже 50 долларов за «бочку».
Поэтому «сближение» с Россией — это просто модная тема, которую время от времени эксплуатируют богатые саудиты, нанимая для производства вздорных сочинений американских и арабских журналистов. Нет ни единого повода для такого «сближения». Кроме того, Эр-Рияд, несмотря на болтовню в прессе, продолжает оставаться союзником Вашингтона. И Белый дом этого союзника терять не собирается. Об этом говорит и недавний (январский) визит Барака Обамы (с женой) в королевство.
Американский президент, напомним, обсудил с новым королём Салманом проблемы безопасности на Ближнем Востоке, борьбу с «Исламским государством», поддержку сирийской оппозиции, воюющей с сирийской армией и желающей свергнуть Асада. Точек соприкосновения у Салмана и Барака нашлось куда больше, чем противоречий.
А какие точки соприкосновения у Эр-Рияда с Москвой? Неужели свержение неугодного Обамы? Шутки шутками, а общих интересов нет, и в «партнёры» Эр-Рияд не годится. А вот с Вашингтоном королевство крепко дружит с 70-х годов прошлого века, всеми силами поддерживая нефтедоллар. Собственно, нефтедоллар и родился в Саудовской Аравии.
Единственное, на что намекает «вбросами» Эр-Рияд, — это соответствие американской политики на Ближнем Востоке саудовским интересам. Вполне возможно, что тот президент, который сменит на американском троне Обаму, королевским ожиданиям будет соответствовать больше.
|