Сибирские спецназовцы в восторге от поступивших к ним бронеавтомобилей
Ещё в октябре прошлого года в рамках выполнения гособоронзаказа на вооружение сибирской бригады специального назначения из состава Центрального военного округа, которой командует полковник Олег Хасабов, поступила первая партия полноприводных бронированных автомобилей специального назначения «Тигр-М СпН». Эти машины производятся для Министерства обороны РФ на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах.
Прежде чем грозные боевые машины пополнили парк техники сибирского соединения специального назначения, более 20 военных водителей были отправлены в подмосковную Коломну на двухмесячные курсы экстремального вождения. Несмотря на то, что эти парни имеют водительские удостоверения категории «С» и «В», опыт вождения большегрузных КамАЗов и «Уралов», для управления «Тиграми» их требовалось подготовить особо. Им нужно было дать навыки управления новой техникой в различных условиях, особенно по бездорожью. Ведь никто из них не имел представления, как эта машина будет двигаться в различных скоростных режимах по шоссе и гравийной дороге, по песку и глубокому снегу, в лесистой и болотистой местности. Никто не знал возможностей «Тигра» – где он пройдёт, а куда лучше не соваться на этой технике, чтобы не увязнуть.
Недавно на одном из полигонов Западной Сибири корреспондент «Красной звезды» встретился с водителями этой бригады, а также с теми спецназовцами, кто на директрисе БМП выполнял упражнение контрольных стрельб.
Первым моим собеседником стал командир роты спецназа капитан Андрей А.
– Как бы вы в целом охарактеризовали этот бронеавтомобиль – «Тигр-М СпН»?
– «Тигр» – как раз та техника, которая нужна нам, прежде всего с учётом характера задач, которые могут быть нам поставлены в различных условиях учебно-боевой и боевой обстановки, – ответил ротный. – Это отличная машина с большим арсеналом технических возможностей, в том числе и боевых, так как на неё устанавливается эффективное вооружение и она хорошо бронирована.
– А вы можете сравнить «Тигр» с бронетранспортёром?
– «Тигр» более манёвренный, и он может пройти там, где БТР увязнет. В качестве десанта в бронетранспортёр можно взять большее количество военнослужащих, но в «Тигре» эти люди расположатся более комфортно. Ну и броня у «Тигра» получше, бронированное днище у него сделано под наклоном, что способствует рассеиванию осколков в случае подрыва автомобиля.
С аналогичными вопросами я обратился и к начальнику автомобильной службы бригады капитану Константину А. Вот что услышал в ответ:
– Этот бронеавтомобиль зарекомендовал себя как надёжное, проходимое по труднодоступным участкам местности транспортное средство. В нём имеется ряд конструктивных особенностей, ранее не использовавшихся при создании военной техники. По проходимости эту машину можно сравнить с бронетранспортёром, но на отдельных участках «Тигр» зарекомендовал себя лучше, чем БТР.
А вот ещё одно мнение – офицера штаба бригады майора Алексея С.:
– Эта машина сегодня – лучшая в Вооружённых Силах, и достойных заграничных аналогов ей я практически не вижу. Самое главное, что этот бронеавтомобиль нас устраивает по всем своим ТТХ и что он защищает экипаж от всевозможных агрессивных воздействий внешней среды, в том числе боевой – от пуль и осколков. Не было никаких трудностей с обучением на эту новую технику не только водителей, но и всего личного состава соединения. Мы провели много практических занятий как на Юргинском общевойсковом полигоне, так и на Шиловском учебно-тренажёрном комплексе (УТК).
Конечно, любопытно было услышать мнение самих водителей, которые управляют «Тиграми».
– Я в восторге от этой машины! – улыбнулся сержант контрактной службы Григорий С. – За время службы в армии я ездил и на «Уралах», и на КамАЗах, доводилось управлять и бронетранспортёром, так что мне есть с чем сравнить. «Тигр» – выше всяких похвал. В нём всё под рукой у водителя, этой машиной очень удобно управлять. Она очень хорошо держит дорогу. Как военный водитель, я бы не хотел пересесть на какой-то другой вид транспорта.
– Вы тоже оканчивали курсы экстремального вождения в Коломне? – спросил я у Григория.
– Конечно, иначе меня бы не допустили к управлению этой техникой, – ответил спецназовец и добавил: – Это очень хорошие курсы, и я бы рекомендовал их всем военным водителям, особенно тем, кто часто ездит в условиях бездорожья, то есть на полигонах.
Справка: «Тигр-М СпН» оснащён многотопливным дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 215 л.с., который соответствует стандартам Евро-4. В снаряжённом состоянии вес бронеавтомобиля может составлять 6,5 т, а его грузоподъёмность – 1,2 т. В машине помещается до 8 человек. Запас хода – 1000 км, максимальная скорость – 120 км/ч. «Тигр-М СпН» оснащён двумя крайне важными для любого бронеавтомобиля автоматическими системами – регулирования давления воздуха в шинах и пожаротушения. В машине установлен предпусковой подогреватель, позволяющий осуществлять запуск двигателя при температуре до – 50°С и отапливать внутреннее отделение кузова, что крайне важно для эксплуатации техники в зимних условиях. Автомобиль также оснащён лебёдкой самовытаскивания с электроприводом.
Кроме того, в соответствии с заявленными заводом-изготовителем техническими характеристиками этот колёсный бронированный монстр имеет 5-й класс баллистической защиты в лобовой проекции и 3-й класс – в бортовых и кормовой проекциях. Как уже было сказано, бронировано и днище «Тигра», защищающее водителя и десант от поражающих факторов взрывного оружия, в частности от осколков гранат и мин. В машине также установлена специальная система связи, а на крыше – поворотная турель для установки оружия.
Что касается последнего, то на «Тигр-М СпН» можно устанавливать несколько видов оружия – 7,62-мм пулемёт «Печенег», крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт «Корд» и 30-мм АГС-17 «Пламя».
В тот день спецназовцы вели огонь из пулемёта «Печенег» и АГС-17. В числе их целей были бронетранспортёр, безоткатное орудие – ПТРК на автомобиле, группа пехоты – два стрелка, две ростовые фигуры и амбразура в сооружении. Редко какая цель оставалась целой и невредимой после того, как по ней открывали огонь. За действиями личного состава наблюдал командир бригады полковник Олег Хасабов. И, похоже, он был доволен действиями своих подчинённых – укротителей «Тигров».
|