Появление нового танка Т-14 «Армата» стало настоящей сенсацией. С момента появления первых данных о разработке этой машины не прекращаются обсуждения. Примечательно, что спорят не только российские специалисты и любители военной техники. Новый российский танк привлекает внимание и за рубежом. Результатом этого становятся любопытные публикации в прессе.
30 мая американское издание The National Interest опубликовало статью Роберта Фарли под названием Russia's Mighty T-14 Armata Tank: Should America Be Worried? («Могучий российский танк “Армата”: должна ли Америка волноваться?»). Автор этой публикации является адъюнкт-профессором Паттерсоновской школы дипломатии и международной торговли. Занимая эту должность, Р. Фарли занимается вопросами национальной и международной безопасности, в том числе изучает новую военную технику. Таким образом, недавняя публикация в американском издании представляет большой интерес.
В начале своей статьи автор отмечает, что новый российский танк, являющийся частью семейства перспективной бронетехники, действительно привлек к себе внимание. Однако у него возникает вопрос: оправдана ли вся эта шумиха? Именно в этом и попытался разобраться американский специалист.
Ранее издание The National Interest уже публиковало несколько статей о новых российских разработках в области бронетехники. По мнению Р. Фарли, новое семейство техники «Армата» имеет мало общего с предыдущими российскими разработками в этой области. Все эти особенности нового танка, а также сам факт его существования приводят к закономерным вопросам: стоит ли Соединенным Штатам беспокоиться из-за «Арматы» и каким именно должно быть это беспокойство? Уже сейчас новый танк выглядит впечатляюще. Вряд ли он в будущем столкнется в бою с американской бронетехникой, однако не стоит забывать про возможное влияние на международный рынок вооружений.
Для оценки перспектив новой техники нужно изучить имеющиеся сведения. Этим и занялся Фарли. Он напоминает, что в рамках проекта «Армата» разрабатывается целое семейство бронетехники различного назначения, построенное на базе общего шасси. Такая особенность проекта должна улучшить различные аспекты эксплуатации серийных машин. Кроме того, по мнению американского специалиста, в российском проекте заметно влияние израильского танка Merkava. Этот факт является ключом к пониманию того, что желают получить российские военные.
Р. Фарли приводит список основных преимуществ проекта танка семейства «Армата». Это современная мощная броня, необитаемая башня и высокозащищенный отсек экипажа. При этом отмечается, что особое внимание к уровню защиты экипажа свидетельствует о желании военных сохранить жизнь и здоровье экипажа.
Автор публикации в The National Interest полагает, что гибкость семейства техники «Армата» может обеспечить ему высокий экспортный потенциал. Разные клиенты имеют различные требования к технике, а использование общей платформы позволит строить машины с нужными характеристиками. На практике это означает, что армии смогут заказать технику, наиболее полно соответствующую их требованиям, например в конфигурации танка для т.н. конфликта низкой интенсивности или в варианте «классического» основного боевого танка.
Далее Р. Фарли предпринимает попытку провести анализ состояния российского танкостроения. Он признает, что Россия может производить бронетехнику в больших количествах. Это, среди прочего, позволяет заключать многочисленные экспортные контракты. Тем не менее, нельзя не отметить, что потенциал промышленности может быть предметом споров. Дело в том, что в начале девяностых годов российские предприятия массово строили танки Т-80 и Т-90. Финансовые проблемы государства к концу девяностых привели к тому, что в серии остался только один танк.
Дополнительным поводом для сомнений является поломка танка Т-14 на репетиции Парада Победы. По мнению Р. Фарли, это может быть свидетельством некоторых политических потребностей администрации В. Путина, но не доказательством высокого качества сборки техники. Действительно, Т-90 зарекомендовал себя как хорошая и надежная бронемашина, но в случае с «Арматой» пока остаются поводы для сомнений.
Характерной проблемой российской оборонной промышленности, как считает Р. Фарли, являются вопросы кадрового характера. Рабочие оборонных предприятий стареют, а поиск новых кадров связан с определенными проблемами. Ввиду зависимости экономики страны от добывающей промышленности иные отрасли являются малопривлекательными для молодых специалистов. Одновременно с этим Россия сохраняет хорошие позиции на международном рынке вооружений, хотя этот успех в первую очередь связан с модернизацией старых разработок.
Также проект «Армата» связан с некоторыми рисками производственного и технологического характера. Наиболее интересные особенности проекта также являются сложными с точки зрения производства. Р. Фарли отмечает, что танки Т-80 и Т-90 многое унаследовали от более старого Т-72. Преемственность новой «Арматы» значительно ниже, что соответствующим образом может сказаться на сложности освоения производства.
У России достаточно времени для решения всех имеющихся проблем. Тем не менее, при возникновении новых неожиданных препятствий, по мнению автора публикации в The National Interest, ситуация с новым танком может стать похожей на нынешнее состояние проекта ПАК ФА. Р. Фарли напоминает, что еще год назад перспективный российский истребитель считался самым опасным представителем своего класса в мире, не уступая по характеристикам американскому F-22 и имея меньшую стоимость. Теперь ситуация выглядит иначе. Россия вынуждена сокращать планы по закупке этой техники, а ВВС Индии высказывают различные претензии к проекту совместной разработке истребителя пятого поколения.
В последние три десятилетия ведутся активные споры о перспективах танков. Существующие машины, как справедливо отмечается, не всегда обладают возможностями, которые желали бы иметь военные. Типичный основной боевой танк тяжел, шумен, заметен и дорог в эксплуатации. Многие современные конфликты требуют иных качеств, в первую очередь мобильности и скрытности. Таким образом, уже не имеет смысла изучать и обсуждать гипотетические бои с участием танков Т-72 и M1A1 на европейском театре военных действий.
Тем не менее, в ряде случаев танки сохраняют свой боевой потенциал. Подобная техника по-прежнему играет важную роль в боях в Ираке или Афганистане. Кроме того, Р. Фарли отмечает успешное использование танков российскими войсками в Чечне, Грузии и на Украине.
При этом автор публикации Russia's Mighty T-14 Armata Tank: Should America Be Worried? особо подчеркивает опыт эксплуатации израильских танков «Меркава». Эти машины сохраняют ведущую роль в операциях, проводимых в Ливане или секторе Газа. Это говорит о том, что танки с высоким уровнем защиты экипажа и хорошей огневой мощью, такие как «Армата», все еще имеют большие перспективы.
Р. Фарли считает, что Соединенным Штатам следует задуматься над вопросом создания нового основного танка. Имеющийся M1A2 Abrams сохраняет доминирующее положение, но все же нуждается в замене. Тем не менее, пока нельзя утверждать, что российский танк Т-14 является достойным поводом для разработки и строительства прямой замены «Абрамса». Более актуальным вопросом является создание новой боевой машины пехоты для замены устаревающих M2/M3 Bradley.
The National Interest: Должна ли Америка волноваться из-за «Арматы»?
Танк Т-14 "Армата". ФотоNationalinterest.org, Wikimedia Commons, Vitaly V. Kuzmin
Каковы перспективы «Арматы» на международном рынке вооружений? Николас К. Гвоздев, чьи статьи тоже публикуются в The National Interest, предполагает, что в будущем Россия может стать «арсеналом автократии», а новый российский танк способен серьезно повлиять на мировой рынок. Производитель «Арматы», корпорация «Уралвагонзавод», уже изучает спрос и собирается продавать такую технику различным государствам Центральной Азии или Египту.
Р. Фарли не исключает подобные сделки. Тем не менее, он отмечает, что после окончания Холодной войны количество экспортируемых Россией танков значительно сократилось. Так, основным покупателем танков Т-90 стала Индия. Другие страны заказывали меньшее количество подобной техники. Поставки новой техники индийским военным теперь тоже под вопросом. Ранее российская промышленность поставляла готовые машины и сборочные комплекты. В течение нескольких ближайших десятилетий индийская армия планирует перейти на бронетехнику отечественного производства. Индия потратила массу сил и времени на создание собственного танка Arjun, из-за чего могут возникать сомнения в возможности заказа российских Т-14.
Китай уже несколько лет не производит танки для экспортных поставок. Для своей армии китайская промышленность строит танки «Тип 99», которые по своим характеристикам близки к Т-90. Кроме того, есть основания полагать, что китайская техника дешевле российской. Пока отсутствует какая-либо информация о разработке Китаем танка уровня российской «Арматы». При этом российские танкостроители уже выразили свои опасения по поводу гипотетического контракта на поставку машин Т-14 в Китай. Промышленность этой страны известна своим рвением в копировании зарубежной техники. Таким образом, скопировав «Армату», Китай перестанет быть выгодным заказчиком и превратится в серьезного конкурента.
Американский эксперт полагает, что самое главное в вопросе влияния «Арматы» на рынок кроется не в возможных контрактах. Беспокойство, связанное с превращением России в «арсенал автократии» приводит к некоторым выводам. Так, США, несмотря на политическую обстановку, продолжают продавать различным автократиям вооружения и военную технику. Одновременно с этим Россия имеет преимущества в случае с некоторыми подобными странами, поскольку игнорирует их политическую позицию. Тем не менее, количество таких стран, которые предпочитают российское вооружение американскому, постоянно сокращается за счет изменения позиции и взглядов США.
Россия занимается обновлением своих бронетанковых войск. Одновременно с этим предпринимаются меры по развитию военно-морского флота и военно-воздушных сил. Способность промышленности справиться с поставленными задачами вызывает серьезные сомнения. По мнению Р. Фарли, успешному выполнению всех планов мешает тот факт, что России приходится расплачиваться за активные действия на Украине и «оккупацию Крыма». Кроме того, выполнению планов могут помешать абсурдные программы наподобие восстановления производства бомбардировщиков Ту-160.
Экспортные перспективы танка «Армата» представляют большой интерес. Если российским конструкторам удастся создать сравнительно дешевую боевую машину с высокими характеристиками, то она сможет отвоевать долю рынка у других производителей бронетехники. Тем не менее, пока до конца не понятно, сможет ли российская оборонная промышленность справиться с поставленной задачей и создать боевую машину с требуемыми характеристиками.
Необходимо учитывать, что на данный момент количество подтвержденной информации о проекте «Армата» оставляет желать лучшего. Все это не позволяет в полной мере оценить возможности перспективы нового танка. Как следствие, на данный момент все специалисты и интересующаяся общественность вынуждены оперировать предположениями, неподтвержденной информацией и т.д.
Недавняя статья Роберта Фарли является ярким подтверждением существующих тенденций. Не имея необходимых сведений, американский эксперт пытается строить предположения, которые, однако, могут не соответствовать действительности. Кроме того, некоторые моменты статьи «Могучий российский танк “Армата”: должна ли Америка волноваться?» позволяют говорить о том, что ее автор не в полной мере пользуется даже открытыми сведениями. Также следует отметить политические подтексты публикации, выражаемые в постоянной, в том числе не всегда обоснованной, критике российских проектов.
И все же публикация издания The National Interest представляет определенный интерес, поскольку наглядно демонстрирует одну из точек зрения, существующих за рубежом. Очевидно, что в США и других зарубежных странах имеются и другие взгляды, но статья Р. Фарли прекрасно иллюстрирует самые интересные мнения о новом российском проекте.
|