Программа доводки и наделения всевозрастающими боевыми качествами истребителя пятого поколения F-35 Joint Strike Fighter напоминает историю истребителя F-16, который до сих пор совершенствуется и получает новые возможности, которые не востребованы ВВС США, но выполняются в рамках требований иностранных клиентов, пишет известный американский авиационный эксперт Билл Свитмэн (Bill Sweetman) в интернет-версии журнала Aiation Week 18 июня.
Недавно принятое решение о закупке Пентагоном сразу 400-500 истребителей F-35 в течение трех лет имеет важное значение для долгосрочного планирования программы. Дело в том, что программа демонстрирует уникальные требования к интеграции новейших систем оборудования и вооружения таким образом, что это будет происходить одновременно на всех самолетах, которые будут эксплуатроваться в ВВС многих стран.
Принято решение модернизировать оптико-электронную ИК-станцию кругового обзора EOTS (electro-optical targeting system), которая в настоящее время работает только на средней волне и таким образом уже несколько устарела (little dated). Новая система будет оборудована мультиспектральными датчиками, новыми процессорами обработки информации и вывода цветного видео на дисплеи (фото - черно-белое изображение от существующей системы - ВП). Эти усовершенствования будут реализованы в Block 4, который полностью раскроет свой потенциал к 2027 году. Может, стоит подумать над тем, чтобы замедлить темп производства истребителей Block 3 и поставлять клиентам самолеты Block 4? - задает вопрос эксперт.
Технологический уровень сенсоров и оружия дает истребителю возможность долго оставаться на уровне требований дня, именно этот фактор определяет жизнь самолета, а не долговечность планера самолета, пишет Свитмэн. Например, разработчикам F-35 стоит присмотреться к таким видам оружия как перспективные ракеты воздушного боя MBDA Meteor (четыре ракеты демонстрируются на статической экспозиции подвешенными на французский истребитель Rafale M) и Rafael I-Derby Extended Range (Израиль, еxtended range - повышенная дальность - ВП). Ракета I-Derby ER создана с использованием технологий корабельной ЗУР Barak 8 и системы ПРО David's Sling. Вместо электрооптического взрывателя установлен радиовзрыватель, что высвободило 50 см длины ракеты для размещения дополнительного топлива, что увеличило дальность полета «почти вдвое» (almost doubles). Оба типа ракет могут быть легко интегрированы на F-35, увеличивая номенклатуру применяемого вооружения.
Франция также проделала «похвальную работу» (creditable job), неуклонно, шаг за шагом наращивая боевой потенциал истребителя Rafale путем интеграции нового оружия и оборудования (разведывательный контейнер фирмы Thales), пишет Свитмэн. Шведская компания Saab также показала способность более быстрой интеграции новой полезной нагрузки, причем с меньшими затратами, чем другие конкуренты, в том числе США. После изрядной волокиты страны-производители истребителя Typhoon также признали, что этот боевой самолет нуждается в оснащении полным спектром новейшего оборудования и вооружения.
Указанный выше F-16 может быть уроком для создателей F-35, пишет эксперт. Иностранные операторы F-16 хотят иметь самолет с серией усовершенствований и платят за это – истребители получают конформные топливные баки, двустороннюю линию спутниковой связи и более мощные средства РЭБ, то есть те новшества, которых не хотят иметь ВВС США на своих однотипных истребителях (возможно, в скором времени и Пентагон примет решение модернизировать часть истребителей этого типа - ВП).
|