Сотрудничество между Россией и Индией в области авиастроения имеет большую и плодотворную историю, но в области перспективных программ МТА (многоцелевой транспортный самолет, верхнее фото - ВП) и FGFA (истребитель пятого поколения, нижнее фото - ВП) кооперация между двумя странами терпит серьезные трудности, пишет Russia India Report.
Например, проектные характеристики МТА – длина 33 м, размах крыла 30 м, макс. взлетная масса 55-60 т, грузоподъемность 18,5 т, дальность полета 2000 км, крейсерская скорость 800 км/ч – до сих пор не утверждены. Доли в этой программе с российской стороны имеют авиастроительная корпорация ОАК (25%) и Рособоронэкспорт (25%), с индийской - авиастроительная компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL, 50%).
Сотрудничество по созданию многофункционального истребителя нового поколения также продолжает буксовать. 18 октября 2007 года индийская сторона передала российской желаемые ТТХ истребителя, в декабре 2008 года был подписан генеральный контракт на разработку самолета, в декабре 2010 года контракт по созданию эскизного проекта на сумму 295 млн долл США. Предварительный проект был завершен в июне 2013 года, затем должен был быть подписан контракт на полномасштабную разработку самолета, которого до сих нет.
В начале 2014 года стало известно, что ВВС Индии имеют претензии к нежеланию россиян дать полный доступ к технологиям, хотя финансирование велось на паритетных началах. Затем стало известно, что этот самолет не отвечает требованиям ВВС Индии, особенно по силовой установке и бортовому радару, а также по цене.
Принимая во внимание все задержки по реализации программ МТА и FGFA, существует опасность, что ко времени начала серийного производства эти самолеты безнадежно устареют (being hopelessly outdated - ВП). Если это произойдет, Россия и Индия потеряют весь опыт сотрудничества в области авиастроения и способность вести совместные проекты в качестве мировых лидеров.
|