Грядущий визит в Москву индийской правительственной делегации во главе с министром обороны Манохаром Паррикаром должен принести российскому ВПК богатый урожай различных военных контрактов
Во-первых, речь идет о соглашении по передаче Индии в лизинг сроком на десять лет второй атомной подводной лодки проекта 971. Его детали в целом уже практически согласованы, а сам контракт должен быть подписан в ходе встречи премьер-министра Индии Нарендры Моди с Владимиром Путиным в декабре этого года в Москве. Стоимость сделки не раскрывается, но учитывая, что лизинг первой АПЛ этого же проекта обошелся индийцам примерно в 980 млн долларов, то и вторая лодка будет стоить не меньше. Правда, после подписания контракта и до ввода АПЛ в эксплуатацию пройдет еще не менее двух лет, в ходе которых лодка будет модифицирована в соответствии со специфическими требованиями индийского ВМФ.
Во-вторых, Индия выразила желание приобрести у нас до десяти зенитно-ракетных комплексов дальнего действия С-400 «Триумф». Причем это желание резко усилилось после того, как первым импортером «Триумфов» стал Китай, заказавший не менее шести дивизионов С-400 примерно на 3 млрд долларов. Наконец, в-третьих, очень высока вероятность, что Россия и Индия подпишут контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию истребителя пятого поколения FGFA. Этот самолет создается на базе отечественного истребителя пятого поколения Т-50, который уже несколько лет проходит летные испытания. Напомним, что НИР стоимостью почти 260 млн долларов по проекту FGFA, ОКБ Сухого и Hindustan Aeronautics Limited (HAL) выполнили еще почти два года назад. По словам замдиректора ФСВТС Анатолия Пунчука, к настоящему времени полностью разработаны эскизно-технический проект этого самолета и его облик. При этом объем работ и их разделение между сторонами на текущем этапе уже согласованы. Более того, определены даже базовые технические характеристики нового истребителя. Судя по ним, FGFA должен летать быстрее и дальше своего американского конкурента — F-22. Так, если дальность полета у F-22 составляет 3,4 тыс. км, то у FGFA — около 5,5 тыс. При этом системы радиолокационного обнаружения позволяют российско-индийскому самолету засекать приближающиеся цели на дальности около 400 км, тогда как у американского она составляет 210 км.
Тем не менее работа над проектом FGFA последние три года шла ни шатко ни валко. Дело в том, что поначалу Индия хотела закупить 214 истребителей, но при этом выдвигала ряд условий. В частности, индийцы хотели получить как двухместные машины, так и одноместные (48 и 166 соответственно), что резко увеличивало стоимость проекта. Но самое важное то, что они жестко настаивали на паритетном технологическом участии в производстве самолетов HAL, к чему не готова сама индийская промышленность. В итоге Индия сначала сократила заказ до 144 самолетов, а потом и вовсе собиралась отказаться от совместной разработки и просто купить у нас партию из 60–65 FGFA, когда они будут сделаны. И только после личной встречи Владимира Путина с Нарендрой Мори этот проект решено было возобновить в варианте, близком к первоначальному. Сейчас планируется, что Индия и Россия вложат по 5,5 млрд долларов в разработку самолета. При этом индийцы закажут 154 одноместные машины. «Мы согласились на меньшую долю участия в работах ради прагматичного контракта, согласно которому первая партия самолетов будет импортирована полностью, а оставшаяся часть будет создана в Индии по программе передачи технологий», — заявил индийский чиновник. Это позволит индийцам получить первые машины уже в 2023 году. Учитывая, что цена одного FGFA — более 100 млн долларов, общая стоимость индийского самолетного контракта может превысить 20 млрд долларов. И если он состоится, то Индия, как и много лет назад, вновь станет крупнейшим покупателем российского оружия.
Алексей Хазбиев
|