Американская военно-промышленная корпорация Northrop Grumman представила публике проект самолета, который в будущем, возможно, определит облик истребителя шестого поколения. В то время как истребители пятого поколения в настоящее время только поступают на вооружение некоторых стран мира, о том, как будут выглядеть машины следующего поколения, пока лишь ведутся споры.
По мнению разработчиков компании Northrop, американский истребитель будущего будет представлять собой нечто среднее между стратегическим бомбардировщиком B-2 Spirit и многоцелевым беспилотником X-47 Pegasus — известными детищами этой военной корпорации.
Самолет будет выполнен по аэродинамической схеме «бесхвостка», крылья чем-то напоминают плоскости аппарата X-47B, нос и кабина напоминают устройство малозаметного истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning, отмечают эксперты.
Про самолет будущего известно немногое. Так, понятно, что он будет выполнен по технологии Stealth и сможет летать на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа (одно из главных свойств истребителей пятого поколения). По словам Криса Хернандеса, вице-президента компании по исследованиям, технологии и дизайну, истребитель будет иметь большую дальность действия, поскольку аэродромов, на которых он будет базироваться за пределами США, будет не так много. Кроме того, он будет нести массу разнообразного вооружения, а ключевым достоинством станет его живучесть.
«Он будет выглядеть, как маленький B-2», — сказал Хернандес. Известно, что над обликом истребителя внутри Northrop уже работают сразу две дизайнерские команды. Пока конструкторы отказываются обсуждать возможные характеристики самолета, такие как его скорость, и говорят, что для этого нужно особое указание Пентагона.
По его словам, главной ударной силой и одновременно главной проблемой станет лазерная пушка, которая будет интегрирована в корпус самолета. Лазерное оружие давно называлось военными экспертами оружием будущего, и лишь в наши дни экспериментальные установки дают возможность надеяться, что на их основе можно в дальнейшем делать авиационные боевые устройства.
На презентации, представленной Northrop Grumman, самолет уничтожает лазерным лучом приближающуюся противовоздушную ракету. Некоторые эксперты предполагают, что подобные пушки смогут защищать летящий самолет со стороны всех зон возможного обстрела, особенно если они будут смонтированы на поворотных турелях.
Лазерная пушка же, опасаются эксперты, станет и главной проблемой на пути достижения невидимости. Дело в том, что крупная лазерная установка — это прежде всего мощнейший источник тепла, которое необходимо будет утилизировать так, чтобы не повышать заметность самолета в инфракрасном диапазоне.
«Даже самые изощренные наши лазеры сегодня имеют КПД всего 33%.
Поэтому, если вы делаете лазер мощностью 100 киловатт, вам необходимо придумать, куда деть лишние 200 киловатт тепла», — соглашается Вайс.
По его словам, решение этой проблемы будет ключевым в создании нового самолета. «Термодинамика станет главным определяющим фактором того, кто выиграет в соревновании самолетов следующего поколения», — заявил он, добавив, что низкая заметность в электромагнитном диапазоне, мощное вооружение и повышенная живучесть также будут играть важную роль.
По его словам, для снижения тепловой заметности компания не пойдет по пути использования специальных накопителей энергии, разрабатываемых сегодня в ВВС США, поскольку во время использования лазера от излишков тепла все равно придется избавляться.
Ожидается, что самолеты шестого поколения могут встать на вооружение США в 2030-е годы.
Возможный облик и характеристики истребителей шестого поколения прорабатываются и в России.
Весной 2015 года инженеры концерна «Радиоэлектронные технологии» представили проект такого самолета в чертежах и 3D-макетах. «Самолет будет беспилотный. Мы стараемся заменить летчика роботизированным комплексом и компьютерным разумом — тогда решатся многие проблемы», — заявлял Владимир Михеев, советник первого замгендиректора КРЭТ (холдинг госкорпорации «Ростех»). Предполагается, что роботизированный истребитель выдержит серьезные перегрузки. Также в отсутствие пилота на борту можно будет разместить дополнительное оборудование — начиная от авионики и заканчивая различным вооружением.
Кроме того, ожидается, что самолет будет выполнять задачи даже в ближнем космосе.
В конце октября компания Northrop Grumman была выбрана разработчиком нового американского стратегического бомбардировщика, которые должны прийти на смену B-52, B-1 и B-2. Согласно условиям контракта, Northrop Grumman сначала произведет мелкосерийную партию из 21 самолета. Пентагон не называет сумму контракта и не раскрывает других деталей, связанных с этим самолетом: его вес, размеры и боевую нагрузку. По сведениям американской прессы, новый бомбардировщик будет стоить дороже, чем B-1, но значительно меньше B-2, цена которого составляет $1,5 млрд за самолет.
|