«Убийцы авианосцев» обходились в десять раз дешевле самих авианосцев
Если дизель-электрические субмарины в просторечии называли «нырялками» из-за необходимости частого всплытия на подзарядку аккумуляторных батарей, то с появлением атомной энергетики встал вопрос о чисто подводном корабле с большой скоростью хода.
Первая и Вторая мировые войны доказали ценность подводных лодок в завоевании господства на море. Они создавали угрозу не только морским и океанским коммуникациям, но и крупным надводным кораблям и целым соединениям. А в подводной дуэли субмарина способна бороться и с себе подобными. Все это было учтено в послевоенном развитии военно-морского искусства, а появление нового вида энергетики и передового оружия (ракет) поставило вопрос о создании принципиально нового типа подводных лодок.
Автономность не ограничена
Ядерная энергетика снимает проблему дальности плавания. А на его длительность накладывают ограничения лишь физиологические особенности человеческого организма. И тем не менее автономность подводной лодки в несколько раз выше, чем надводного корабля. Важная особенность – скрытность и способность подлодок действовать в любых погодных условиях. Нет ограничений и по акваториям. Даже льды Арктики не помеха.
“После трагедии «Курска» лодки проекта 949А были выведены в резерв. Возможно, этого и добивались американцы”
Наше подводное атомное судостроение по ряду направлений было лидером. Мы первыми создали крылатые ракеты с подводным стартом, широко применили титан в строительстве корпусов. До сих пор за нами мировой рекорд подводной скорости (42 узла, проект 661 «Золотая рыбка»), максимальная глубина погружения (более тысячи метров, проект 685 К-278 «Комсомолец») и многие другие достижения.
Все это создало известный паритет с флотами США и НАТО. Именно подводные силы оказали наибольшее сдерживающее влияние в противостоянии блоков в период холодной войны. И проиграл ее, надо признать, никак не флот.
Поисковые работы по созданию атомной подводной лодки начались в СССР уже в 1949 году. В 1950-м об этих исследованиях были конфиденциально оповещены некоторые командующие флотами, в первую очередь Северным, где предполагалось внедрение нового «изделия». 9 сентября 1952 года Сталин подписал постановление Совета министров СССР «О проектировании и строительстве объекта 627».
В Москве в обстановке чрезвычайной секретности были оформлены две группы конструкторов и ученых: группа В. Н. Перегудова проектировала собственно корабль, а команда, возглавленная Н. А. Доллежалем, разрабатывала энергоустановку для него. Научным руководителем всех работ назначили директора института атомной энергии АН СССР академика А. П. Александрова.
Проект первого советского атомохода создавался на основе большой отечественной дизель-электрической лодки проекта 611. Полномасштабная разработка опытной АПЛ 627-го проекта, получившей шифр «Кит», была весной 1953 года передана ленинградскому СКБ-143 («Малахит»). Параллельно конструировалось главное оружие нового корабля – торпеда Т-15, правда, в дальнейшем от нее отказались. О масштабах работ по созданию первой отечественной атомной субмарины говорит тот факт, что к участию было привлечено 135 предприятий и организаций, в том числе 20 КБ и 80 заводов – поставщиков различного оборудования.
Торжественная церемония официальной закладки лодки состоялась 24 сентября 1955 года. 9 августа 1957-го АПЛ была спущена на воду, а 14 сентября произведена загрузка ядерных реакторов. С 3 июля 1958 года лодка, получившая тактический номер К-3, вышла на ходовые испытания. В январе 1959-го К-3 была передана ВМФ для опытной эксплуатации, которая завершилась в 1962 году, и АПЛ стала полноценным боевым кораблем Северного флота. После похода к Северному полюсу подводной лодке присвоили название «Ленинский комсомол», ее эксплуатация продолжалась до 1991-го. К слову, АПЛ 627-го проекта К-3 значительно превосходила первенца американского атомного подводного флота – лодку SSN 571 «Наутилус», спущенную на воду на год раньше К-3 и прослужившую до 1980-го.
Все первое неизведанно и часто преподносит сюрпризы, но и дает опыт. В августе 1967 года при возвращении с боевой службы на «Ленинском комсомоле» возник пожар, унесший жизни 39 подводников, в том числе моего однокурсника – командира БЧ-3 капитана 3-го ранга Льва Каморкина, ценой своей жизни спасшего корабль.
После списания К-3 существовали планы ее переоборудования в музей. В КБ «Малахит» разработали соответствующий проект. Но из-за обстановки в стране о нем приказано было забыть. Сейчас появилась надежда осуществить этот проект в Санкт-Петербурге. Готовая к установке К-3 находится в Северодвинске.
Время специализаций
Удачная эксплуатация первых атомоходов, а также развернутая гонка вооружений в 60–70-е годы прошлого столетия дали мощный толчок развитию направления. В СССР появляются атомные подводные крейсеры различного назначения – торпедные многоцелевые, с крылатыми ракетами для борьбы с авианосными соединениями, с баллистическими ракетами стратегического назначения.
Конечно, у всех на слуху стратегические подводные ракетоносцы, так называемые РПК СН с нашей стороны и ПЛАРБ у вероятного противника. Да, угроза колоссальная, но, естественно, возникает вопрос: кто их будет охранять и уничтожать?
Поэтому стали строиться многоцелевые лодки, с которых не снималась задача борьбы с надводными силами противника, но основным становилось слежение за ПЛАРБ в готовности нанесения по ним удара с началом боевых действий. В Мировом океане начались гонки субмарин друг за другом.
Наиболее типичными представителями класса многоцелевых атомоходов стали проекты 671, 671РТ, 671 РТМ и, конечно, 705, 705К, так называемые лодки-истребители. Эти и некоторые другие разработки вынесли основную тяжесть холодной войны в океане. Только один малоизвестный факт. К-147 (проект 671), оборудованная новейшей, не имеющей мировых аналогов системой слежения за АПЛ противника по кильватерному следу, 29 мая – 1 июля 1985 года под командованием капитана 2-го ранга В. В. Никитина приняла участие в учениях подводных лодок Северного флота «Апорт». Было выполнено шестисуточное непрерывное слежение за американской ПЛАРБ «Симон Боливар» (тип «Лафайет»).
Особую головную боль вероятному противнику создали наши многоцелевые АПЛ 3-го поколения, получившие шифр «Щука-Б». Типичным представителем является вступивший в строй «Гепард» (К-335). О нем много шумели в 2000 году, на борту побывал сам президент. К сожалению, в настоящее время особого движения в совершенствовании лодок этого направления в стране не наблюдается.
Как потеряли 15 «Курсков»
США и их сателлиты для завоевания господства на море сделали ставку на авианосно-ударные соединения (АУС). Для борьбы с этой угрозой появились проекты атомоходов, основным оружием которых стали крылатые ракеты. Вначале такие АПЛ могли наносить удары не только по АУС, но и по береговым объектам. Лодки этого класса, одним из представителей которых явился проект 675, наши флотские острословы прозвали «раскладушками», а американцы – «ревущими коровами». ВМФ получил их 29. Несмотря на недостатки (надводный старт ракет, большую шумность и другие), они сыграли заметную роль для развития направления, в результате чего появились проекты 670, 667АТ… Отсюда вышла и знаменитая рекордсменка «Золотая рыбка».
В сентябре 1971-го К-162 проекта 661 заступила на первую боевую службу. Корабль прошел от Гренландского моря до Бразильской впадины в район экватора. Выполнил ряд задач совместно с другими подлодками и надводными кораблями. Велось сопровождение авианосца «Саратога». Он пытался оторваться от нашей субмарины, развивая скорость более 30 узлов, но не удалось. Более того, «Золотая рыбка» осуществляла маневры, опережая действия авианосца. За 90 суток похода АПЛ всплывала на поверхность всего раз.
Но для борьбы с атомными авианосцами типа «Нимитц» ранее созданные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) уже не годились. Был разработан проект 949А («Антей»). Головной крейсер К-206 («Мурманск») вошел в строй в апреле 1980 года. Предполагалось построить 20 ПЛАРК данного типа, но…
По состоянию на середину 80-х лодка проекта 949А обходилась в 226 миллионов рублей, что по тогдашнему курсу равнялось лишь 10 процентам от стоимости многоцелевого авианосца «Рузвельт» (2,3 миллиарда долларов без учета авиакрыла).
Американцам эти лодки создали особую головную боль. Им дали говорящее название «убийцы авианосцев». Было построено 15 лодок этого проекта. Но после трагедии ПЛАРК «Курск» субмарины вывели в резерв. Возможно, этого и добивались американцы, когда убедились в превосходстве лодки после похода «Курска» в Средиземное море.
Между тем при правильной морской политике субмарины этого проекта способны эффективно выполнять свои задачи до 2020-х годов.
Моряки в квадрате
В ходе холодной войны основной задачей противостоящих блоков было пугание друг друга ракетно-ядерным ударом. Поэтому самым многочисленным классом атомных подводных лодок стали РПК СН.
Начиная с проекта 658, представителем которого была всемирно известная своей аварией К-19, названная «Хиросимой», стремительно строились другие образцы. Наибольшее число дал 667-й проект, начиная с 667А. Рубка головного К-137 как памятник будет установлена в Санкт-Петербурге, в гавани Васильевского острова, рядом с лодкой-музеем Д-2.
Верхом совершенства лодок стратегического назначения стали тяжелые крейсеры проекта 941 (шифр «Акула») ТРПК СН. Они были построены по типу подводного катамарана, что дало повод к возникновению иронического прозвища «водовозы». Но вооружение этого проекта не вызывало и тени улыбки. Его ракеты были способны поражать любую точку земного шара. К сожалению, ушедший в запас главком В. Куроедов в 2005 году росчерком пера вывел эти лодки из боевого состава флота…
Наш подводный флот славен в первую очередь своими людьми. Они особой закалки. Не зря говорят, что подводник не профессия, а судьба. В народе нас иногда называют дважды моряками или моряками в квадрате. Почему? Догадаться нетрудно.
О службе на первых подводных лодках Валентин Пикуль писал: «В основном же служить под водой шли грамотные патриоты, любящие свое дело и отлично знающие, что ожидает их при малейшей оплошности»… Эти слова верны и по отношению к сегодняшним подводникам, особенно офицерам. Но есть ли у них стимул к такой службе – вопрос. Построить «железо» легче, чем воспитать кадры специалистов.
|