США продолжают реализацию программы строительства системы противоракетной обороны. Игнорируя все проблемы международного характера и интересы третьих стран, Вашингтон продолжает работы по совершенствованию существующих систем, а также ведет переговоры, целью которых является строительство новых объектов на территории третьих стран. В последнее время появилось несколько интересных новостей, в той или иной мере раскрывающих ход работ, а также демонстрирующих планы американского командования.
В двадцатых числах февраля польская радиостанция «Радио Польша» сообщила о грядущем начале строительства нового объекта, который будет включен в т.н. евроатлантическую систему ПРО. По данным радиостанции, министерство обороны США заключило контракт с Польшей, целью которого является строительство радиолокационной станции и пускового комплекса противоракет. Новые объекты будут развернуты на бывшем военном аэродроме Редзиково на севере Польши.
Сообщается, что новые объекты будет обслуживать около 300 человек, включая охрану. Стоимость контракта на строительство объектов ПРО составит 182 млн долларов США. Завершить все строительные работы, развернуть необходимое оборудование и подготовить его к эксплуатации предполагается до апреля 2018 года. По некоторым данным, американские специалисты уже приступили к выполнению предварительных работ. В Редзиково уже прибыли представители Агентства по противоракетной обороне, Пентагона и других структур США.
Таким образом, в течение нескольких следующих лет восточноевропейская группировка объектов ПРО США будет усилена новой радиолокационной станцией и дополнительным пусковым комплексом для противоракет SM-3 в сухопутной модификации. Последствия таких действий давно известны: проект развертывания систем евроатлантической ПРО в Восточной Европе давно подвергается обоснованной критике со стороны российского руководства. Подобные системы, по мнению официальной Москвы, представляют большую опасность для ситуации в регионе, а также затрагивают интересы России.
Необходимо напомнить, что система ПРО США является сложным комплексом, в который включаются самые разные компоненты нескольких типов. В частности, продолжаются работы над комплексом GMD (Ground-based Midcourse Defense) с ракетой-перехватчиком GBI (Ground-Based Interceptor). С начала года в истории этого проекта произошло несколько важных событий. Были проведены очередные испытания, а кроме того, вышел любопытный отчет контролирующих органов.
28 января Агентство по ПРО, министерство обороны и ряд армейских структур провели очередные испытания комплекса GMD, в ходе которых проверялась обновленная ракета GBI с боевой частью типа CE-II (Capability Enhancement-II Exoatmospheric Kill Vehicle – «Расширение возможностей-2, заатмосферный перехватчик»). Кроме того, очередной проверке подверглись радиолокационные станции комплекса, системы связи и управления, а также другие элементы противоракетной обороны.
В качестве учебной цели в ходе испытаний использовалась аэробаллистическая ракета-мишень средней дальности, оснащенная системами противодействия ПРО. Мишень запустили с переоборудованного транспортного самолета C-17, который во время пуска находился в районе к западу от Гавайских островов. Пуск мишени сразу был зафиксирован радиолокационной станцией AN/TPY-2, расположенной на полигоне острова Кауаи. Информация о найденной цели была передана на другие элементы комплекса ПРО. Также цель была найдена буксируемой надводной РЛС типа SBX, которая в это время находилась к северо-востоку от Гавайских островов. Совместная работа двух радиолокационных станций позволила не только обнаружить цель, но и рассчитать ее траекторию, предоставив необходимые данные на комплекс противоракеты GBI.
После получения необходимой информации и входа учебной цели в зону поражения на авиабазе Ванденберг (шт. Калифорния) был произведен запуск ракеты-перехватчика с боевой частью CE-II. Ракета успешно вывела перехватчик на заданную траекторию, после чего тот выполнил ряд заранее определенных маневров, тем самым показав возможности своей силовой установки и систем управления. Кроме того, приблизившись к цели, изделие CE-II Exoatmospheric Kill Vehicle выполнило несколько включений маневровых двигателей, в результате чего перехват учебной ракеты был намеренно предотвращен. Подобные испытания проводились впервые.
Информация, собранная в ходе последних испытаний, будет использоваться при дальнейшем развитии системы GMD. В частности, предполагается продолжить совершенствование новых боевых частей, а также провести модернизацию некоторых других компонентов противоракетного комплекса.
17 февраля Счетная палата США (The Government Accountability Office или GAO) опубликовала новый отчет, посвященный программе создания и совершенствования комплекса GMD. Проанализировав отчеты Агентства по ПРО, Пентагона и других структур, аналитики Счетной палаты пришли к не слишком оптимистичным выводам. Выяснилось, что программа GMD сталкивается с серьезными проблемами, которые способны помешать полноценному выполнению поставленных задач. Примечательно, что некоторые пункты доклада повторяют предыдущие заявления о перспективах строящейся системы. Таким образом, некоторые проблемы преследуют проект на протяжении долгих лет.
В докладе GAO отмечается не вполне приемлемая особенность отчетов Минобороны по проектам строительства систем ПРО. Так, итоги работы в 2014 и 2015 финансовых годах не в полной мере соответствуют предъявлявшимся требованиям. Кроме того, отчеты показывают заметное отставание от заранее определенных графиков, так же негативно сказывающееся на защите страны от потенциальной ракетно-ядерной угрозы. Также аудиторы обнаружили неправильный подход к проведению необходимых работ. Вместо организации оценки вариантов Пентагон проводил работы под видом текущих исследований.
Согласно отчетам министерства обороны, американский комплекс противоракетной обороны в настоящее время способен защитить страну от ряда стратегических угроз. Аналитики Счетной палаты перепроверили имеющееся состояние подобных систем и не согласны с Пентагоном. К примеру, в отчетах военного ведомства говорится о возможности защиты США от ракет Северной Кореи и Ирана. Тем не менее, как отмечают аудиторы, до сих пор не продемонстрированы некоторые важные компоненты ПРО, что не позволяет делать далеко идущие выводы, а также заставляет сомневаться в возможности полноценного выполнения поставленных требований.
Имеются проблемы и с производством необходимой техники, а также с развертыванием новых систем. В соответствии с существующим приказом министра обороны, к концу 2017 года на позициях следует развернуть 44 ракеты GBI. Аудиторы установили, что промышленность и военное ведомство добились определенных успехов в деле строительства и развертывания новой техники, однако и в этой области не обошлось без проблем. Существующий график составлен с излишним оптимизмом, из-за чего могут возникать проблемы с разработкой и испытаниями различных изделий. В таком случае повышаются риски, связанные с производством, развертыванием и эксплуатацией нового оружия.
GAO напоминает, что в предыдущем анализе состояния программы противоракетной обороны Агентству по ПРО предлагались некоторые меры, направленные на повышение эффективности работ. Эти рекомендации касались подхода к выполнению конструкторских и других работ, стратегии закупок, а также минимизации имеющихся рисков. Как показало последнее исследование, некоторые рекомендации были приняты к исполнению, тогда как другие Агентство проигнорировало. Аналитики Счетной палаты по-прежнему полагают, что для успешного выполнения всей программы военным и промышленности требуется прислуживаться к их мнению.
Счетная палата, словно оправдывая свое название, также провела подсчеты затрат на программу GMD. C момента старта работ по лето 2011 года на создание компонентов нового комплекса было потрачено чуть более 39,16 млрд долларов. Через год стоимость программы перевалила через 40,9 миллиарда. Тогда же отмечалось, что для проведения дальнейших работ в 2013-17 годах потребуется потратить еще 4,4 миллиарда. Таким образом, затраты на разработку системы GMD продолжают оставаться достаточно высокими, что является дополнительным поводом для критики неверных подходов, применяемых руководителями программы. Ошибки Агентства по ПРО приводят к удорожанию программы и не позволяют экономить на ее реализации, что оказывает негативное влияние на весь оборонный бюджет в целом.
Как видим, программа строительства противоракетной обороны, осуществляемая Соединенными Штатами, достигла некоторых успехов, а также регулярно сталкивается с различными трудностями. Можно отметить, что подобный ход программы не является чем-то необычным и неожиданным, поскольку любой сложный проект по определению обречен на успехи и неудачи, а задача его разработчиков заключается в ликвидации имеющихся недостатков и полном выполнении предъявленных требований.
По мнению Счетной палаты США, главной проблемой программы ПРО в настоящее время является неправильный подход к выполнению тех или иных работ. Именно из-за этого требуемые работы затягиваются, а их результаты оставляют желать лучшего. В первую очередь, это демонстрируется неудачами, которыми завершаются некоторые испытания. В этом контексте следует рассмотреть учебный перехват, выполнявшийся в конце января.
Согласно опубликованному пресс-релизу, в ходе испытаний 28 января ракета-перехватчик не поразила учебную цель. В последние секунды перед столкновением с целью управляемая боевая часть перехватчика совершила серию маневров, направленную на уклонение от перехватываемого объекта. Эта особенность испытаний может вызвать определенные вопросы. При этом не следует забывать, что на протяжении нескольких последних лет Агентство по ПРО и Пентагон провели ряд испытаний, в ходе которых не ставилась задача поражения учебной цели. Кроме того, в некоторых подобных случаях использовалась не реальная мишень, а ее компьютерная имитация. На этот раз был реальный пуск ракеты-мишени, которую не удалось (возможно, запланировано) перехватить.
Необычный результат последних испытаний заставляет строить предположения. Наиболее вероятными выглядят две версии. Первая – проблемы во время учебно-боевой работы. В пользу этого предположения можно привести аргумент в виде применения ракеты-мишени с комплексом мер противодействия ПРО. Таким образом, использовавшиеся в испытаниях РЛС не справились с селекцией целей и навели противоракету не на нужный объект. Ввиду сложности перехвата высокоскоростных баллистических целей, сопровождаемых ложными целями, такое развитие событий выглядит вполне реальным.
Второе предположение касается особенностей программы испытаний. Нельзя исключать, что перехват цели изначально не был задачей проверки. Таким образом, целью испытаний мог быть тест систем маневрирования перехватчика на всех стадиях полета, вплоть до окончательного сближения с целью. Именно по этой причине в последние секунды перед предполагаемым столкновением с ракетой-мишенью перехватчик ушел в сторону и предотвратил попадание.
Так или иначе, был выполнен очередной испытательный запуск противоракеты с новой боевой частью, который позволил собрать данные для продолжения развития всей системы. Первые результаты подобного развития могут быть объявлены в самое ближайшее время. Вряд ли все работы сразу приведут к запланированным результатам и позволят решить поставленные задачи без каких-либо проблем. Тем не менее, Пентагон намерен завершить программу любой ценой и обеспечить защиту страны от ракет потенциального противника. Насколько успешными будут следующие этапы текущей программы – покажет время.
|