Эксперты ищут причину гибели российского боевого вертолета в Сирии
Алексей Рамм
В ночь с 11 на 12 апреля в районе сирийского Хомса потерпел катастрофу российский Ми-28Н. Сразу после трагедии тела обоих погибших членов экипажа были доставлены на авиабазу «Хмеймим». Несмотря на то, что официальные данные пилотов не разглашались, известно, что экипаж проходил службу в 487-м отдельном вертолетном полку в Буденновске.
Пилотировал упавший «Ночной охотник» Андрей Окладников. Имя и фамилия второго члена экипажа пока неизвестны. По имеющимся сведениям, вылет был ночной. Официальные представители Минобороны сразу заявили, что Ми-28Н не был сбит, причиной его гибели стал либо технический отказ, либо ошибка пилотирования.
14 апреля комиссия, расследующая авиакатастрофу, сообщила, что «Ночной охотник» разбился из-за человеческого фактора. Экипаж, пилотировавший машину в сложных ночных условиях с использованием установленных на летных шлемах ПНВ, допустил ошибку, которая и привела к трагедии.
Сирийская спецподготовка
Пилоты, управлявшие Ми-28Н, были далеко не новички. К примеру, Андрей Окладников, ранее принимавший участие в боях в Чечне, уничтожавший грузинскую бронетехнику в августовском конфликте 2008 года, награжден орденом Мужества (дважды), медалями «За отвагу», «За заслуги перед Отечеством» II степени и даже медалью Нестерова.
Еще пять лет назад ночные полеты с использованием ПНВ выполнялись только асами-инструкторами из состава находящегося в городе Торжке Центра боевого применения армейской авиации, но сейчас такие навыки получили и большинство строевых пилотов.
По словам представителя ВКС РФ, близко знакомого с боевой подготовкой российских вертолетчиков, Буденновский полк – один из лучших. Его пилоты постоянно совершают не просто ночные полеты, а с применением оружия, поражая цели как огнем автоматических пушек и неуправляемых ракет, так и ПТУР. Командированные в Сирию проходили дополнительную подготовку, в ходе которой экипажи не только совершенствовали свои навыки, но и отрабатывали новые приемы. Большое внимание уделялось именно выполнению ударных задач в темное время суток. Они являются основными для Ми-28Н, что и подчеркивает название «Ночной охотник».
Если Ка-52 в основном применяются днем, нанося удары по позициям боевиков, в первую очередь с использованием неуправляемых ракет, то «двадцать восьмые» более интенсивно работают по противнику ПТУР и действуют преимущественно в ночных условиях.
Отягчающие обстоятельства
Нельзя не отметить, что самая напряженная работа во время операции российских ВКС в Сирии досталась не новым Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник», а более старым Ми-24П, выполнившим с конца сентября прошлого года сотни боевых вылетов. Новейшие вертолеты появились на авиабазе «Хмеймим» относительно недавно. Одной из возможных причин выбора в пользу старых «Крокодилов» стали как раз возможные технические проблемы с новейшими вертолетами при интенсивной боевой работе в условиях высоких температур и сильной запыленности (подробнее – «Крокодилы» без «Аллигаторов»).
Несколько собеседников «Военно-промышленного курьера» – как из ВКС РФ, так и из вертолетостроительной отрасли – подчеркнули, что до недавнего времени одной из проблем, ограничивающей эксплуатацию Ми-28, было поведение главного редуктора. А отягчающими обстоятельствами, зачастую вызывавшими отказы на новейших вертолетах, оказывалась сильная запыленность.
В частности, причиной гибели 5 февраля 2011 года Ми-28Н (бортовой номер «5») из состава Буденновского вертолетного полка стал отказ редуктора, в который во время полета попала стружка. Экипаж попытался совершить вынужденную посадку, но машина ударилась кабиной о землю и развалилась. Один человек погиб.
В августе следующего года при выполнении учебного полета в районе Моздока жесткую посадку совершил еще один Ми-28Н. По словам собеседника «ВПК», причиной аварии и в этом случае стали проблемы с главным редуктором. Но на сей раз машина пострадала несильно, экипаж остался цел.
В августе прошлого года на показательных выступлениях на полигоне Дубровичи разбился еще один Ми-28Н (бортовой номер «15», регистрационный – RF-95316). Его пилот – ведущий пилотажной группы «Беркуты» полковник Игорь Бутенко погиб. Правда, по источникам «ВПК», причина этой аварии не была напрямую связана с отказом главного редуктора.
«Военно-промышленный курьер» обратился за комментариями о технических проблемах и возможных ограничениях в эксплуатации «Ночных охотников» в холдинг «Вертолеты России» и Управление пресс-службы и информации Министерства обороны. Но на момент выхода статьи ни один из адресатов на запросы издания не ответил.
Помимо ВКС РФ, Ми-28 были закуплены и военно-воздушными силами Ирака, которые активно применяют «двадцать восьмые» в таких же сложных погодных условиях – при высокой температуре и сильной запыленности, как в Сирии.
Нельзя отрицать и того, что полеты с использованием приборов ночного видения достаточно сложны даже для асов. В частности, по данным армии США и британского армейского авиационного корпуса, большинство происшествий и аварий, вызванных человеческим фактором, приходится как раз на ночные вылеты, причем не только в условиях боевых действий, но и при решении учебных задач на полигонах в мирной обстановке.
|