Такие конкуренты, как Россия и Китай, сокращают технологический разрыв с США в области новейших видов вооружений, намереваясь вытеснить США в различных сферах.
По мнению экспертов, они совершенствуют свои возможности в наведении орудий и ведении огня по американским кораблям и самолетам, оттесняя вооруженные силы США еще дальше от потенциальных зон конфликта и сокращая их возможности в применении силы в таких регионах, как Прибалтика и Южно-Китайское море.
«С момента окончания холодной войны вооруженным силам США никогда не приходилось сражаться с врагом, которым имел бы свой собственный арсенал высокоточного управляемого оружия», — сказал Марк Ганзингер (Mark Gunzinger), старший научный сотрудник Центра стратегических и бюджетных оценок.
«Она могла использовать авиационные и другие базы, расположенные на довольно близком расстоянии от границ противника, потому что тогда этим базам ничто по-настоящему не угрожало, — добавил он. — Сейчас ситуация меняется».
По словам экспертов, Россия и Китай совершенствую технологии создания баллистических и крылатых ракет и надеются создать то, что они называют «системой ограничения/блокирования доступа», нацеленной на срыв американских воздушных и наземных операций.
Россия представляет собой угрозу для США в Прибалтике, где в последние несколько недель ее военные самолеты совершали маневры в непосредственной близости от американских кораблей и самолетов.
«Мы уже видели некоторые ультрасовременные авиационные технологии, которые разрабатывают Китай и Россия, не только в области стелс-технологий, но и в области усовершенствованной аэродинамики, бортовых радиолокационных систем, оружия воздушного боя и оружия класса воздух-земля», — отметил Крис Хармер (Chris Harmer), старший аналитик Института изучения войны.
По словам экспертов, Россия и Китай постепенно начинают оспаривать превосходство США под водой.
«Китай стремительно совершенствует свои атомные ударные субмарины, — объяснил Хармер. — Кроме того, мы наблюдаем существенный рост активности российских ВМС, военно-морских систем дальнего действия, российских кораблей, заходящих в Бендер-Аббас в Иране».
По словам экспертов, Иран тоже добился определенных успехов.
«Их наступательным вооружениям все еще не хватает точности, и они все еще пытаются приобрести и разработать более эффективные системы ПВО, но они уже добиваются успехов, и их оружие становятся более точным, спектр вооружений и их число растут, — отметил Хармер. — Иранский военный флот становится намного больше и быстрее, чем мы могли ожидать».
Чтобы опережать своих конкурентов, Пентагон сосредоточился на разработке высококлассных оружейных систем, которые могут оставаться незаметными даже на близком расстоянии, такие как стратегический бомбардировщик B-21.
США также занимаются совершенствованием военных возможностей своих союзников, таких как Соединенное Королевство, чтобы увеличить зону своего влияния.
Ранее в апреле заместитель министра обороны США Боб Уорк (Bob Work) и министр военных закупок Великобритании Филип Данн (Philip Dunne) отправились на американские военные базы, на которых эти два государства вместе работают над разработкой новейших оружейных систем.
К ним относится унифицированный ударный истребитель F-35 — истребитель пятого поколения, оснащенный системой «Стелс», патрульный противолодочный самолет Р-8 «Посейдон», который способен обнаруживать иностранные подводные лодки и корабли, а также ракетный комплекс «Трайдент-D5», который устанавливается на американские и британские атомные подводные лодки.
«Я бы не сказал, что это оружие направлено против какой-либо конкретной страны, но оно направлено против ультрасовременных средств, — сказал Уорк. — Такие страны, как Иран, покупают новейшие и наиболее прогрессивные системы ПВО в мире… Эти ультрасовременные системы распространяются по всему миру. Технологии создания субмарин распространяются по всему миру. Они становятся все тише, и их все сложнее обнаружить».
По словам Уорка, 25-летний оборонный план США и Соединенного Королевства, обнародованный в прошлом году, позволит этим двум странам тесно сотрудничать в процессе разработки высококлассного оружия.
«Если мы когда-либо сможем проецировать нашу мощь на весь мир и правительство Соединенного Королевства скажет нам, что оно с нами, мы будет взаимодействовать на всех уровнях», — отметил он.
Некоторые эксперты утверждают, что США тратят недостаточно средств на разработку нового оружия.
«В то же время Россия и Китай — Китай даже в большей степени, чем Россия — тратят огромное количество денег на исследования и разработку оружия», — добавил Хармер.
Эксперты добавляют, что кибер-кража технологий является серьезной проблемой, особенно в случае с Китаем.
«Сегодня в результате действий киберпреступников мы можем всего за 10 секунд потерять данные за 10 лет исследований и разработок, — объяснил Хармер. — Это касается, прежде всего, китайцев, которым подобные кражи технологий существенно помогли сократить разрыв».
Однако эксперты сходятся во мнении, что лучшее решение — это усовершенствование неэффективного оружия путем покупки систем, на разработку которых могут потребоваться десятилетия.
«Для нас главный вопрос заключается в преодолении чрезвычайно неудобной системы закупок, — сказал аналитик Норман Фридман (Norman Friedman). — Она работает довольно медленно, и она не слишком эффективна в вопросе определения стоимости программ, сроков и так далее — то есть кто-нибудь наверху может в течение многих лет отвергать предложения и говорить, что они бессмысленны».
Эксперты предупреждают, что за это время конкуренты США могут догнать их по числу боевых комплексов, даже если они не смогу сравняться с Америкой в области технологий.
«Как говорили русские в период холодной войны, количество всегда переходит в качество, — отметил Харпер. — Поскольку китайцы способны спустить на воду такое огромное количество оружия в относительно сжатые сроки, они могут в значительной мере компенсировать наше преимущество».
Эксперты говорят, что они не видят способов уменьшить скорость сокращения технологического разрыва в ближайшее время.
Министр обороны Эш Картер (Ash Carter), председатель Комитета вооруженных сил Палаты представителей Мак Торнберри (Mac Thornberry) и председатель Комитета вооруженных сил Сената Джон Маккейн (John McCain) внесли на рассмотрение проекты реформ системы закупок, однако, по словам экспертов, сейчас пока слишком рано говорить об их эффективности.
«Меня тревожит, что мы не можем наладить систему закупок, но множество опытных людей уже пытались это сделать, – сказал Фридман. — Меня очень печалит то, что я вижу».
Хармер добавил: «Министерство обороны хотело бы двигаться быстрее. Разумеется, перемены всегда даются тяжело. Поэтому эти перемены такие медленные».
Кристина Вонг (Kristina Wong)
|