Через четыре года в арсенале Военно-Морского Флота появятся два оригинальных корабля Минобороны России и ОАО «Адмиралтейские верфи» заключили контракт на строительство новейших патрульных кораблей ледового класса. Проект 23550 - уникальный не только для нашей страны, но и для остальной планеты. Что-то похожее делали в Норвегии, но там эти корабли не имели даже половины того функционала, который получит проект 23550. Российская разработка объединит в себе функции и ледокола, и буксира и полноценного патрульного корабля. А мощное вооружение сделает его надежным средством охраны любого водного района.
Svalbard vs « 23550»: кто кого?
23550-й проект - действительно новый для отечественного кораблестроения. Пожалуй, впервые страна создает такой корабль, которое: а) будет способно выполнять максимально широкий спектр задач и б) сможет ходить в любых зонах мореплавания - от тропиков до Арктики, где будет взламывать лед толщиной до 1,5 метров. Ближайший конкурент - норвежский корабль береговой охраны Svalbard - едва способен преодолевать метровые ледяные заторы.
Значительно уступает норвежец российскому кораблю и по вооружению. Если Svalbard имеет на борту только незначительные средства артиллерии, то будущие российские военные ледоколы, по слухам, получат и тактическое ракетное вооружение (не исключая даже ракеты типа «Калибр»), и универсальную пушку калибром 100 мм, и противолодочный вертолет Ка-27, который разместится в закрытом ангаре.
По имеющимся данным, новые корабли ВМФ России в качестве основных задач будут проводить охрану и мониторинг арктических водных ресурсов страны, участвовать в недопущении незаконной экономической деятельности в этой зоне. Кроме того, суда проекта 23550 будут в состоянии конвоировать и даже буксировать в порты задержанные суда, нарушающие конвенционные требования. В спектре других задач этого многофункционального корабля - участие в спасательных операциях, снятие судов с мелей, пожаротушение на плавучих и береговых объектах, перевозка спецгрузов в контейнерах. Корабли получат и широкий перечень палубного оборудования: от буксирного устройства до мощных грузовых кранов.
Возвращаясь к норвежскому Svalbard, стоит отметить, что новый российский корабль будет превосходить своего конкурента и по показателям мореходности. Как минимум на 500 тонн - по водоизмещению, на пару узлов - по скорости, на добрый десяток метров - по длине корпуса. Уникальной обещает стать и другая характеристика нашего корабля: количество принимаемых на борт людей. Помимо штатного экипажа в 49 человек судно проекта 23550 сможет взять еще столько же: например, в случае эвакуации полярной станции, или при спасении экипажа потерпевшего бедствие корабля.
Стража ледовых маршрутов
Справедливости ради стоит сказать, что создание ледокольного флота военного назначения для нашей страны - дело не новое. Еще до 1941 года разрабатывались планы, по которым «гражданские» ледоколы могли получать вооружение боевых кораблей. С начала Великой Отечественной войны советские ледоколы были включены в состав Военно-Морского Флота. Ледокол «Сталин», например, имел 10 орудий и 14 пулеметов. Все годы войны он принимал участие в обеспечении навигации на Северном морском пути.
Кстати, послевоенные корабли ледокольного флота, по сути, тоже были кораблями двойного назначения. Например, атомоходы типа «Арктика» могли нести две спаренные 76-мм установки АК-726 и четыре АК-630. А наличие на борту вертолета делало корабль отличным патрульным кораблем. Известно, что корпорация «Росатом» даже выступала с предложением создать на базе одного из своих ледоколов передвижного арктического командного пункта Минобороны России.
Однако сегодня ставка сделана на создание собственного ледокольного флота военного ведомства - с широким ареалом применения, с большим потенциалом возможностей. Не секрет, что в последние голы на островах Северного Ледовитого океана и прибрежной полосе восстанавливаются базы Вооруженных Сил. Корабли, которым предстоит обслуживать эти гарнизоны, должны уметь ходить по льдам. В прошлом году в интересах ВМФ уже был заложен ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» - первый из четырех запланированных. Правда, это все же мирный корабль, который будет выполнять функции прибрежного ледокольного судна сопровождения. В то же время в числе преимуществ «Ильи Муромца» - его внушительная мореходность. Он может совершать походы на дальность около 12 тысяч миль, а это весомый показатель, если учитывать, что протяженность Севморпути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5.600 километров.
На «перекрестках» Арктики
Востребованность новых кораблей ледокольного класса для ВМФ России в последние годы обозначается все более зримо. Во время прошлогоднего учения Северного флота для выполнения задач по доставке личного состава и техники тактической группы на остров Котельный архипелага Новосибирские острова пришлось привлекать суда Мурманского морского пароходства и ледоколы «Росатомфлота». Именно по итогам этого учения министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу сообщил, что «в Арктике планируется в обозримом будущем создать специальное соединение патрульных кораблей ледового класса».
По мнению многих экспертов, Россия всерьез настроена не только осваивать Арктику, но и при необходимости - защищать свои интересы в данном регионе. К слову, о готовности развивать собственный ледокольный флот военного назначения заявила не так давно Канада. Правда, ее морской арсенал будет базироваться на уже упомянутом норвежском проекте Svalbard . Как считает эксперт по российскому Северу, кандидат исторических наук Михаил Ургалкин, «постройка значительного числа ледокольных кораблей для российского ВМФ и позволит стране создать на своей северной границе надежный рубеж обороны».
Одновременно, как обращают внимание эксперты, стоит учитывать и возрастающую роль Северного морского пути, как средства коммуникации. Так, недавно появилась информации о том, что Китай готовится строить целую серию контейнеровозов океанского класса с усиленным ледокольным дизайном. Естественно, что их основной маршрут проляжет именно в Арктической зоне России, и наша страна, как союзник Китая, в этом случае обеспечит надежное прикрытие своему стратегическому партнеру.
|