На арендных условиях корпус морской пехоты США в ноябре 1979-го предоставил фирме Белл вертолет АН-1Т. В течение нескольких последующих месяцев его значительно модернизировали. К апрелю 1980-го работы на вертолете были закончены и начались его летные испытания, которые прошли успешно. Новый вариант вертолета оправдал надежды своих разработчиков. Но заказа от флота не последовало, собственные средства фирмы, выделенные на программу модернизации, были израсходованы, и в 1981-го "Си Кобру", если можно так выразиться, размодифицировали в исходный вариант АН-1Т и вернули флоту. Руководство фирмы не смирилось с поражением, тем более, что поражение было не техническое, а экономическое. На протяжении двух лет предпринимались отчаянные попытки лоббирования новой модели "Си Кобры" на самом высоком уровне. Дело дошло до президента США Рейгана и командующего ВМС адмирала Лемана. Менеджеры фирмы "Белл" добились своего: в конце 1982-го сенат выделил средства на доработку и квалификационные испытания двигателей Т700 с последующей установкой на 44 вертолетах AH-1T. Как и в случае с самой первой "Коброй" - АН-1G, на руку фирме было и международное положение, и политика США в горячих точках.
В конце 1960-х - это был Вьетнам, на рубеже 1970-1980-х самым горячим местом для США стал Средний Восток, Персидский залив. Климатические условия Персидского залива также были горячие, вот тут-то и сказался недостаток мощности двигателей Т400, установленных на AH-1T. Морякам пришлось пересмотреть свои взгляды на экономию финансов за счет модификации "Си Кобр", и в ноябре 1983-го первый демонстрационный вертолет АН-1Т+ "Супер Кобра" поднялся в воздух с заводского аэродрома фирмы "Белл". На 1987-й были запланированы сравнительные летные испытания "Си Кобры" и "Си Апача". На фирме "Белл" развернулась лихорадочная деятельность по созданию варианта "Си Кобры", который мог бы конкурировать с пока еще мифическим "Си Апачем". В результате получился AH-1W - наиболее совершенный на сегодняшний день, серийно выпускавшийся вертолет знаменитого семейства "Кобр".
"Белл" опять играл на опережение. Заказ на поставку флоту 22 вертолетов AH-1T+ "Супер Кобра", переделанных из AH-1T, и на 22 вновь построенных уже лежал в портфеле фирмы, работы были запланированы на 1984-1985 годы. Применение мощных двигателей дало ожидаемый эффект: на высоте 900 м полностью заправленный АН-1Т+ свободно зависал с восемью ПТУР "Toy" и полным боезапасом к пушке. Однако для победы в пока еще заочном соревновании с "Апачем" этого было мало, требовалось пересмотреть состав бортовой электроники и вооружения. В состав бортового вооружения были интегрированы ПТУР "Хеллфайр" с лазерным наведением, противорадиолокационные УР "Сайдарм", УР ╚воздух-воздух╩ AIM-9L "Сайдуиндер", пушка была квалифицирована для стрельбы бронебойными снарядами "Фаланкс" с урановыми сердечниками. Члены экипажа получили нашлемные дисплеи фирмы "Кайзер Электронике", подобными дисплеями оснащены армейские "Кобры" AH-1F.
Разработка более совершенной, чем планировалось вначале, модели, отодвинуло срок принятия вертолета на вооружение примерно на год. Изменения коснулись радиосвязного оборудования: радиостанцию AN/ARC-159 заменили на более мощную AN/ARC-182. Особое внимание было уделено пассивным средствам защиты: на сопла двигателей установили новую систему уменьшения ИК излучения, на фюзеляже смонтированы разбрасыватели ИК ловушек SUU-4 и разбрасыватели дипольных отражателей ALE-39, дымовые гранаты М 118. Одним из важнейших требований к новой модели было обеспечение всепогодности вертолета. Первым шагом стало применение экипажем очков ночного видения, а поскольку спектр излучения, воспринимаемый очками, отличается от спектра, который воспринимает человеческий глаз (именно на восприятие глазами рассчитаны приборные доски), пришлось доработать приборное оборудование кабин летчика и стрелка, чтобы показания приборов можно было свободно читать как в очках, так и без них. Тем временем, конкурс между "Си Апачем" и "Супер Коброй" канул в небытие.
Первый вертолет AH-1W был передан флоту для семимесячной программы квалификационных испытаний в марте 1986-го, вскоре за ним последовал второй, который был предназначен для трехмесячных испытаний на электромагнитную совместимость бортовых систем. В октябре того же года вертолеты "Супер Кобра" поступили на вооружение смешанной легкой/ударной эскадрильи HML/A-169, дислоцировавшейся в Кэмп-Пэндлтоне. Вскоре вертолеты поступили на вооружение. Всего в строевые подразделения корпуса морской пехоты было поставлено 154 вертолета АН-1W. В 1992-м еще 36 "Супер Кобр" поступили на вооружение еще нескольких эскадрилий. Заинтересованность в новой модели "Кобры" проявили и за пределами США. Армия Турции закупила пять вертолетов AH-1W в 1990-м и пять в 1993-м, турки не против прикупить еще немного "Супер Кобр", но этим планам воспротивился конгресс США. Турецкие "Кобры" активно используются для борьбы с курдами в Северном Ираке.
Параллельно с поставками серийных вертолетов подразделениям корпуса морской пехоты велись работы по оснащению вертолетов системами ночного видения. В 1988-м две "Супер Кобры" были оснащены системами FLIR израильской разработки. Собственно название FLIR, ставшее нарицательным для подобных вертолетных систем, относится к системе ночного видения только вертолета AH-64, а система "Супер Кобры" называется NTS. Приборные доски на этих вертолетах были сделаны по последней авиационной моде, вместо круглых и ленточных шкал - многофункциональные индикаторы на ЭЛТ. На серийные вертолеты новинки начали внедрять с 1992-го. В следующем году первые 25 "Супер Кобр" были оснащены системой NTSF-65 (система NTS с интегрированной в нее прицельной системой М-65 ПТУР "Toy"). Планируется доработать все вертолеты AH-1W корпуса морской пехоты. Ведутся работы и по усилению вооружения "Супер Кобр", в августе 1990-го с вертолетов были проведены испытательные пуски УР "воздух-поверхность" AGM-65D "Майверик", которые прошли успешно.
Понятно, что все эти улучшения не прошли бесследно для массы вертолета. Подобно ребенку, летательный аппарат с момента рождения начинает набирать вес, но если у хороших родителей ребенок набирает в весе быстро, то у хороших конструкторов, их "дите" растет медленно, но все-таки растет. В вертолете AH-1T возможности нового несущего винта по увеличению подъемной силы не позволяли реализовать двигатели, установка новых движков перевернула ситуацию. Двухлопастный несущий винт, верой и правдой служивший на белловских вертолетах с 1947-го, винт, ставший визитной карточкой фирмы, себя исчерпал. "Супер Кобра" выбрала все резервы массы, заложенные в первоначальную конструкцию, дальше увеличивать подъемную силу несущего винта, удлиняя размах и хорду лопасти, уже нельзя. Такая картина была не только с "Супер Коброй", но и со многими гражданскими вертолетами фирмы, поэтому с середины 1980-х годов начала проводиться обширная исследовательская программа по созданию четырехлопастного бесшарнирного несущего винта нового поколения, базового для всех вертолетов с маркой "Белл". Новый винт был установлен и на "Супер Кобру", вертолет получил индекс 4BW. Летные характеристики резко улучшились, в ходе летных испытаний летчики совершали бочки, ранее на "Кобрах" не выполнявшиеся.
Особое место в боевой карьере морских вертолетов-штурмовиков занимает операция "Щит пустыни" - боевые действия многонациональных сил во главе с США против Ирака в 1991-м. В операции против армии Саддама Хусейна приняли участие все четыре вертолетные эскадрильи корпуса морской пехоты, оснащенные "Супер Кобрами".
Вертолеты были переброшены в Саудовскую Аравию на военно-транспортных самолетах и на транспортных судах. В ходе боевых действий морские винтокрылые штурмовики успешно конкурировали с давними соперниками - армейскими вертолетами "Апач" в общем деле: уничтожении иракских танков. По американским данным, "Супер Кобры" записали на свой боевой счет около 1000 уничтоженных иракских танков, но надо помнить, что янки очень большие фантазеры, когда дело касается потерь противника. Сразу надо сказать, что поставленные задачи вертолеты - штурмовики, и "Супер Кобры", и "Апачи" выполнили. HML/A269 действовала на северо-западе Саудовской Аравии, HML/A-267 и 367 - в районе ирако - кувейтской границы. 24 февраля 1991-го, после многонедельной авиационной подготовки началось наступление сухопутных войск многонациональных сил. В воздухе потемнело от вертолетов. Так, 101-ю воздушно-десантную дивизию прикрывали без малого 300 винтокрылых машин - "Чинуки", "Апачи", "Блэк Хоуки" и, конечно, ветераны вертолетных войн - "Кобры". Условия не располагали к легкой прогулке: жара, песчаные бури, из-за дыма от горящих нефтяных скважин и хранилищ экипажам вертолетов даже днем приходилось пользоваться очками ночного видения.
ПВО Ирака отнюдь не была подавлена, как об этом сообщалось в газетах и по ТВ, у Саддама оставалось достаточно "Шилок", не говоря о 12,7-мм ДШК, чтобы нанести чувствительные потери вертолетчикам. В районе авиабазы Джабер правый фланг дивизии морской пехоты США атаковали танковая и механизированная бригады армии Ирака. Контрудар был сорван массированным огнем дивизионной артиллерии и "Супер Кобрами". Вертолеты уничтожили около 30 единиц боевой техники. "Супер Кобры" из HML/A-269 взаимодействовали с армейскими вертолетами OH-58D AHIP. Вместе применять "Кобры" и "Кайовы" заставила обстановка, облака черного дыма от пылающих нефтяных скважин стерли разницу между днем и ночью. Очки ночного видения не могли сравниться с мощной системой ночного видения FLIR, "Супер Кобра" - это в первую очередь дневной вертолет. Взаимодействие с самой совершенной моделью "Кайовы", оснащенной системой ночного видения и точной навигационной системой, значительно повысило эффективность боевого применения "Кобр". Вооружение "Супер Кобр" обычно включало по восемь ПТУР "Toy" 2 или "Хеллфайр", осветительные ракеты и две УР "Сайдуиндер", - побаивались американцы иракских истребителей, реже подвешивались блоки НАР или контейнеры с пушками.
Зимой 1992-1993 годов десантный корабль-док "Триполи" поддерживал действия американских войск из состава сил ООН в Сомали. На его борту находились и "Супер Кобры". Их участие в боевых действиях свелось к рутинному эскортированию армейских "Блэк Хоуков" и "Си Найтов" корпуса морской пехоты, летавших между столицей страны и вертолетоносцем. В отличие от сухопутных AH-1F непосредственного участия в боевых действиях они не принимали.
Если карьеру армейских "Кобр" можно считать законченной, то в морской пехоте ветеранам еще служить и служить, реальной замены "Супер Кобрам" в обозримом будущем не предвидится (существуют проекты ударных ЛА на базе конвертируемого транспортного летательного аппарата "Белл" V-22, но пока это все еще планы). При нынешней политической ситуации в мире, музыку во многом заказывают США, а непосредственным исполнителем часто выступает корпус морской пехоты. Куда идет морская пехота? Ирак, Сомали, Босния, кто следующий? Вместе с пехотинцами и боевые вертолеты.
Конструкция вертолета.
Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД и лыжным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок, с узким поперечным сечением и удлиненной носовой частью. Кабина экипажа двухместная (стрелок сидит спереди, летчик ≈ сзади). Для защиты экипажа сиденья и боковые панели выполнены из брони NOROC, предусмотрена также защита наиболее ответственных элементов конструкции. В отсеке под носовой частью размещено электронное оборудование управления ПТУР "Toy". Стреловидное вертикальное оперение является пилоном рулевого винта. Стабилизатор размахом 2.11м с перевернутым профилем установлен на хвостовой балке впереди вертикального оперения.
Крыло размахом 3.23 м среднерасположенное, стреловидное используется для внешней подвески вооружения на четырех узлах, каждый из которых рассчитан на крепление грузов массой 308 кг. Профиль крыла NACA 0024-0030, угол стреловидности по четверти хорд 14.5, угол заклинения 14.
Шасси неубирающееся лыжное, колея 2.13м. Возможна установка колес для рулежки по земле.
Несущий винт двухлопастный, использован от вертолета Bell 214, но имеет лопасти с увеличенной до 0.84м хордой и стреловидными законцовками. Втулка имеет эластомерные подшипники "ластофлекс" и тефлонные подшипники. Лопасти несущего винта имеют лонжерон из алюминиевого сплава с накладкой из нержавеющей стали. Профиль лопасти Вортманн FX63-H-098. Передаточное отношение оборотов несущего винта к двигателю 1:64.35.
Рулевой винт двухлопастный, аналогичный рулевому винту вертолета Bell 214, но имеет увеличенные диаметр до 2.97м и хорду лопастей до 0.305м. Передаточное отношение рулевого винта к двигателю 1:13.708.
Силовая установка. Два двигателя General Electric T700-GE-401 установлены сверху фюзеляжа в горизонтальном положении. Воздухозаборники боковые. Сопла снабжены эжекторными устройствами для уменьшения уровня ИК-излучения. Двигатели имеют общий редуктор от вертолета Bell 214ST. Сухая масса двигателя 194кг.
Топливная система. В фюзеляже расположены два топливных бака общей емкостью 1153л. Возможна установка двух дополнительных топливных баков емкостью по 378л или 296л. Топливозаправочная горловина находится с левой стороны фюзеляжа, за кабиной экипажа. Емкость маслобаков 19л.
Управление обеспечивается с помощью трех независимых гидравлических систем с давлением 20.7МПа.
Электрическая система включает два генератора постоянного тока (28В, 400А) две батареи (24В, 34.5 А*ч) и 5 преобразователей.
Радиоэлектронное оборудование состоит из станции управления дециметрового диапазона AN/ARC-159 (V) 1, тактической станции с ЧМ AN/ARC-159 (V) 1, переговорного устройства AN/AIC-18, системы Такан AN/ARN-84 (V), радиокомпаса дециметрового диапазона AN/ARA-50, гирокомпаса AN/ASN-75B, радиокомпаса AN/ARN-83, радиовысотомера AN/ARN-171 (V), системы опознавания AN/ARX-72 и маяка-ответчика AN/ARN-154 (V). Предусмотрена возможность установки шифратора TSEC/KY-28 для системы связи и ЭВМ K1T-1A-TSEC Мк.XII. Дополнительное оборудование включает разбрасыватели ИК-ловушек SUU-4, дымовые гранаты М118, разбрасыватели дипольных отражателей ALE-39.
Вооружение. Под крылом могут подвешиваться 8 ПТУР "Toy" или 8 ПТУР "Хеллфайр"; 76 НУР калибром 70мм, 4 бомбы GBU-55B, 2 бомбы Мк.77, два контейнера GRU-2A с пушками калибром 20мм или 16 НУР "Зуни" калибром 127мм. Возможно использование 4 УР класса "воздух≈воздух" AIM-9 "Сайдуиндер". Встроенное вооружение вертолета включает трехствольную пушку М197 калибром 20мм с боезапасом 750 снарядов.
Вертолет со взлетной массой 6320кг и с полным запасом топлива сможет взлетать с площадки на высоте 1220м при температуре 35С, совершать полет при радиусе действия 185км, патрулировать в течение 30мин с последующей атакой в течение 20мин, вернуться на базу с 20-минутным резервом топлива; вооружение составит 4 ПТУР "Toy", 2 ПТУР "Хеллфайр", 2 УР AIM-9 "Сайдуиндер" и пушка калибром 20мм с боезапасом 300 снарядов. Расчетные характеристики при взлетной массе, соответствующей моменту начала атаки: скороподъемность 3.82м/с, практический потолок при одном работающем двигателе 2740м, перегрузка в установившемся развороте 2.6 при скорости 264км/ч на режиме максимальной продолжительной мощности двигателя.
С 8 ПТУР "Хеллфайр", 2 УР "Сайдуиндер" и пушкой калибром 20мм с боезапасом 750 снарядов и 50% запасом топлива вертолет будет иметь крейсерскую скорость 265км/ч на уровне моря, дальность 610км на высоте 920м и статический потолок без учета влияния земли 3050м. Скорость "броска" на уровне моря без внешних подвесок 300км/ч может сохраняться в течение 30 мин.