Десять лет не утихают споры вокруг одиозного F-22 «Raptor». Масла в огонь подлило появление F-35 «Lightning II» - «бюджетной» версии истребителя поколения: если даже крупный и дорогой «Рэптор» не всегда отвечает требованиям, то что ожидать от однодвигательного истребителя с ограниченной номенклатурой бортового оборудования? Вообще, «пятое поколение» рождается в страшных муках – требования, выдвинутые к таким истребителям весьма расплывчаты, а иногда вообще невыполнимы на практике. Одно из главных условий - уменьшение заметности самолета в радиолокационном и тепловом диапазонах. Второе условие: сверхзвуковая крейсерская скорость. Третье – сверхманевренность. Зачастую эти три фактора являются «взаимоисключающими параграфами»: мощные двигатели и совершенная аэродинамика вступают в противоречие с требованиями технологии «стелс». Кроме того, истребитель пятого поколения должен быть оснащен самым современным бортовым радиоэлектронным оборудованием и быть простым в пилотировании. Между тем, еще 50 лет назад был создан серийный самолет, соответствующий многим требованиям «пятого поколения» и летавший на сверхзвуке в крейсерском режиме. Как вы уже наверное догадались, речь пойдет о палубном бомбардировщике А-5 «Vigilante».
Когда баллистические ракеты были маленькими, а Юрий Гагарин еще учился в школе, перед США и Советским Союзом остро стояла проблема доставки ядерных боеприпасов. США ставило на стратегические бомбардировщики, авианосцы и палубную авиацию. В 1953 году авиастроительная фирма «Норт-Америкэн» по собственной инициативе начала работы по поиску перспективной замены для дозвукового палубного бомбардировщика А-3 «Скайуорриор». Фирма не ошиблась – в 1955 году ВМС США официльно объявили конкурс на создание именно такого самолета. Перед инженерами поставили задачу, сравнимую по сложности с созданием «истребителя пятого поколения»: проект NAGPAW (North American General Purpose Attack Weapon) предусматривал собой разработку сверхзвукового всепогодного ударного самолета, способного действовать с палуб тяжелых авианосцев типа «Форрестол». Единственной задачей самолета была доставка ядерных боеприпасов до целей на территории противника. В августе 1958 года новый самолет совершил свой первый полет, а через год Военно-морские силы заключили контракт на поставку 55 сверхзвуковых палубных бомбардировщиков-носителей ядерного оружия, получивших страшное имя А-5 «Виджилэнти» («участник суда Линча»). Морским летчикам понравилась новая техника: в 1960 году один из «линчевателей» установил мировой рекорд, поднявшись на высоту 28 километров с 1000 кг груза.
Вы будете смеяться, но созданный полвека назад самолет А-5 действительно соответствовал большинству требований, предъявляемых к современным истребителям пятого поколения: «Виджилэнти» без проблем реализовал сверхзвуковой крейсерский режим полета (2000 км/ч на высоте 11000 м). Более того, бомбардировщик палубного базирования обладал важным конструктивным элементом, свойственным современной технологии «стелс» - размещением штатного вооружения на внутренней подвеске. Между двумя двигателями в фюзеляже был интегрирован внутренний бомбоотсек, вмещавший две 1000-фунтовые бомбы (2х450 кг). Цельноповоротное вертикальное оперение, с точки зрения технологии «стелс», тоже способствовало уменьшению радиолокационной заметности самолета.
Имелось и некоторое подобие «сверхманеренности»: тяжелый «линчеватель» не раз участвовал в учебных боях с истребителями, добиваясь феноменальных результатов. Уже на третьем вираже «Виджилэнти» заходил в хвост палубному истребителю F-8 «Крусейдер» («Крестоносец») и мог преследовать его длительное время. Супер-бомбардировщик обладал хорошей динамикой и разгонными свойствами, скороподъемность легко снаряженного «Виджилэнти» достигала 172 м/с. Практический потолок – 19000-20000 метров. В теории, бомбардировщик рассчитывался на большее, но базирование на палубе авианосца ухудшило его летные характеристики. В целях уменьшения площади, занимаемой самолетом на палубе, концевые части крыла при помощи гидроприводов, складывались вверх, а верхняя часть киля отклонялась вбок. Приходилось тащить тяжелый хвостовой крюк (посадочный гак), а конструкция и шасси «Виджилэнти» рассчитывались на высокие динамически нагрузки при посадке на палубу корабля, что повлекло за собой еще большее увеличение массы планера (использовать титан в конструкции самолета было запрещено).
«Виджилэнти» был очень большим, тяжелым и предельно технологичным изделием для своего времени. Он нес целый комплекс инновационных решений: ковшеобразные регулируемые воздухозаборники, спойлеры для управления по крену, вместо классических элеронов, и даже бортовой компьютер (зависал каждые 15 минут). Впервые в авиации самолет оснастили электродистанционной системой управления (между рулями и штурвалом не было механической связи). Как и любой палубный самолет ВМС США, «Виджилэнти» получил систему для дозаправки в воздухе. В результате цена «линчевателя» поднялась до 100 миллионов долларов в ценах сегодняшнего дня. Кстати, американцы до сих пор уверены, что перехватчик МиГ-25 срисован с A-5, хотя, внешнее сходство еще ни о чем не говорит. При знакомстве с бомбардировщиком А-5 сразу не догадаешься, что машина двухместная. За остеклением фонаря кабины пилота видно только одно кресло. Второй член экипажа – штурман, сидит где-то в фюзеляже самолета. Его присутствие выдают два крошечных иллюминатора по бортам бомбардировщика.
Кокпит кабины пилота А дальше произошло недоразумение: в 1960 году на боевое патрулирование вышел подводный стратегический ракетоносец «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами «Полярис». Быстрая эволюция ракетной техники поставила крест на проекте «Виджилэнти», сделав неэффективным размещения ядерного оружия на палубах авианосцев. Супер-герой остался не у дел… Попытка приспособить «Виджлэнте» к выполнению ударных задач потерпела фиаско – даже с применением дополнительных внешних пилонов для подвески вооружения, тяжелый самолет проигрывал по эффективности истребителю-бомбардировщику «Фантом».
Небольшая ремарка. С началом войны во Вьетнаме, оказалось, что в авиации ВМС США полно различной техники, но нет ни одного нормального ударного самолета: легкий дешевый А-4 «Скайхок» оказался слишком слаб, кроме того, не мог работать по ночам и в сложных метеоусловиях. «Фантом», несмотря на заявленную «универсальность» и «всепогодность» недалеко ушел от «Скайхока». Всепогодная авиация в плохую погоду не летает (закон Мерфи). Военных не устраивала ни боевая нагрузка «Фантома», ни его слишком высокая скорость, делавшая невозможным поражение точечных целей. Попытка реанимировать древний поршневой А-1 «Скайрайдер» (эдакий палубный Ил-2) дала ограниченный положительный результат – реактивную авиацию он заменить не мог. Ну а гоняться за грузовиками на тропе Хо Ши Мина на огромном «Виджилэнти» было полным безумием. Пришлось срочно запускать в серию дозвуковой штурмовик палубного базирования А-6 «Интрудер» с мощным прицельным комплексом и боевой нагрузкой 8 тонн. Но и этого оказалось мало – в дальнейшем спроектировали еще одну легкую машину огневой поддержки А-7 «Корсар», на базе истребителя F-8 «Крусейдер».
К тому времени состав палубной авиации пополнился 63 бесполезными бомбардировщиками A-5 «Vigilante». Довольные менеджеры «Норт Америкэн» отправились пить Мартини на Гавайские острова: контракт они выполнили, остальное – не их проблемы. А морским летчикам было жалко отказываться от совершенно новых машин с уникальными летными характеристиками. Нужно было срочно что-то придумать. «Пойдешь в разведчики!» - решили флотские специалисты, строго глядя на криволапого рекрута. И «Виджилэнти» не посрамил их ожиданий, превратившись в специализированный дальний разведчик RA-5C. (литера «R», от англ. слова reconnaissance всегда означает разведывательную модификацию). Во внутреннем бомбоотсеке поставили фотокамеры, дополнительные топливные баки и прикрыли это оборудование С началом активных боевых действий в Юго-Восточной Азии «Виджилэнти» стали «глазами» флота – в составе авиакрыла каждого авианосца всегда находилось звено RA-5C. Палубные разведчики часами висели над позициями армии Северного Вьетнама, фотографируя цели до и после авиационных ударов. Во втором случае работа была связана с особым риском – вьетнамская ПВО находилась в состоянии полной боевой готовности и была преисполнена жаждой мести. «Линчевателей» спасали лишь скорость 2М и предельная высота полета. И то не всегда - обломки 27 «Виджилэнти» упали в джунглях. RA-5C хорошо проявили себя в новом амплуа, в середине 60-х годов флот заказал новую партию разведывательных самолетов. Фирма «Норт Америкэн» включила конвейер и наштамповала еще 91 «Виджилэнти». Самолеты этого типа летали до конца 70-х годов и были сняты с вооружения в ноябре 1979 года. В истории морской авиации они остались как сложные самолеты, на которых были отработаны новые технологии и идеи. Летчики до сих пор с удивлением вспоминают, как сажали этих монстров на палубу (хотя и это не предел – осенью 1963 года военно-транспортный самолет «Геркулес» совершил 20 успешных посадок на авианосец).
Вы наверное заметили, уважаемые читатели, что этот рассказ написан с долей иронии. Разумеется, A-5 «Vigilante» близко не стоял с истребителем пятого поколения. Несмотря на одинаковую с Су-35 нагрузку на крыло (380 кг/кв. метр), низкая тяговооруженность «Виджилэнти» не позволяла ему выполнить «Кобру Пугачева» или другие наиболее сложные фигуры высшего пилотажа. Что же касается сравнения авионики – я полагаю, здесь комментарии излишни. Но сам факт того, что 50 лет назад, удалось создать боевой самолет, многие черты которого соответствуют истребителю пятого поколения, заставляет задуматься. При этом «Виджилэнти» проектировался как двухместный бомбардировщик, а у его конструкторов даже не было мыслей о сверхманевренности или пресловутой малозаметности. Современные инженеры ведут битву за сверхзвук без использования форсажа, лучшие умы решают проблему малозаметности: например, где найти место под внутренний отсек вооружения. И зачастую, обладая сверхсовременными системами автоматизированного проектирования, новыми материалами и нанотехнологиями, они не могут справиться с этой задачей. Просто удивительно, как создателям «Виджилэнте» удалось с помощью примитивных технических решений добиться таких поразительных результатов.
|