Военно-воздушные силы США планируют модернизировать порядка 300 самолетов Lockheed Martin F-16C/D Fighting Falcon в качестве временной меры до начала поставок истребителей нового поколения Lockheed F-35 Joint Strike Fighter. Самолеты должны будут пройти через специальную программу продления летной годности (SLEP), а также через программу модернизации установленной авионики (CAPES). Предполагается, что данные обновления позволят улучшить боевые способности истребителей F-16.
В рамках программы CAPES будет проведена модернизация оборудования и программного обеспечения. Самолеты
F-16 получат радиолокационные станции с активной фазированной антенной решеткой (AESA), новую систему радиоэлектронного подавления Terma ALQ-213, интегрированную систему спутникового вещания (IBS), а также центральный дисплей. Кроме того, на самолетах будет установлено специальное программное обеспечение, отвечающее за интеграцию и работу всего вышеперечисленного оборудования. Как отмечают лица, ответственные за программу модернизации, самые большие трудности вызовет именно разработка данного программного обеспечения.
ВВС США планирует приобрести 300 радаров AESA в рамках данной программы модернизации, однако пока не выбрана окончательная модель радара. Отметим, что выбор производится из двух моделей: Raytheon Advanced Combat Radar (RACR) и Northrop Grumman Scalable Agile Beam Radar (SABR). В ближайшее время ВВС США объявит специальный тендер на поставку радаров AESA, после чего будет выбран окончательный поставщик.
Появление автоматизированной системы радиоэлектронного подавления ALQ-213 должно снизить рабочую нагрузку на пилотов. Отмечается, что данная система обладает превосходным интерфейсом, отличной отзывчивостью к разным угрозам, она компьютеризирована и работает в автоматическом режиме.
Система IBS позволит организовать обмен данными в кокпите самолетов
F-16 . Данная система будет отвечать за сбор и объединение данных, получаемых из различных каналов, включая датчики, расположенные на самом самолете, такие как радар. Впоследствии вся обработанная информация будет выводиться на дисплей, расположенный перед пилотом. Таким образом, пилотам будут демонстрироваться не только расположение вражеских целей, но и дружественных сил.
Дополнение в виде центрального дисплея (CDU) позволит пилотам наиболее эффективно обрабатывать информацию, получаемую с различных новых датчиков. Новый экран с высоким разрешением будет способен отображать карты радиолокационной синтезированной апертуры, информацию системы IBS, видео с заправочной штанги и другие необходимые данные. Кроме того, на дисплее будут отображаться цифровые показания различных приборов, поэтому кокпит истребителя
F-16 может лишиться ряда механических приборов со стрелочными индикаторами. Также отмечается, что CDU уже используется на истребителях F-16, которые находятся на службе в Национальной гвардии ВВС США.
Самолеты
F-16 были разработаны со сроком службы планера в 8000 летных часов, благодаря программе SLEP срок летной годности этих истребителей будет увеличен до 10-12 тысяч летных часов. В настоящее время специалисты ВВС США и компании Lockheed Martin проводят полномасштабные испытания на надежность одного из истребителей
F-16 , чтобы определить максимальное возможное продление срока летной годности данного типа самолетов. Необходимые модернизации в рамках программы SLEP будут разработаны по результатам проводимых испытаний. Правда, как отмечают в Lockheed Martin, не всем самолетам потребуется обновление корпуса.
Сообщается также, что ВВС США выбрали компанию Lockheed Martin в качестве основного подрядчика по выполнению услуг в рамках программы модернизации SLEP. Первые комплекты обновлений для истребителей F-16, согласно планам военных, должны быть готовы в 2017 бюджетном году, а их установка на самолеты должна начаться в 2018 бюджетном году. Однако перед этим все обновления должны будут пройти необходимые летные испытания. На период с 2014 по 2015 гг. запланированы лабораторные испытания предлагаемых обновлений. Если они закончатся успешно, следующим этапом станут летные испытания в 2016 г., после чего начнется серийное производство обновлений.
Напомним, что программа модернизации истребителей F-16 была разработана для того, чтобы заполнить нишу, которая образуется в процессе наполнения парка ВВС новыми самолетами F-35. Как отмечают руководители военного ведомства, модернизированные F-16 должны будут простоять на службе еще около 15 лет.
Модернизации ВВС США подвергнут также самолеты Boeing F-15C и F-15E. Сообщается, что на многоцелевые двухместные истребители F-15E Strike Eagle запланирована установка новых радаров AESA (выбраны радары Raytheon APG-82(V)1), нового бортового вычислителя, новой системы радиоэлектронного подавления, цифрового видеорегистратора, система опознования "свой-чужой" Mode 5. Кроме того, на переднем кресле будет установлена комплексная нашлемная система целеуказания (JHMSC). Также будет проведено обновление программного обеспечения самолета.
Одноместные истребители F-15C также получат похожий комплект обновлений. На самолетах F-15C уже устанавливаются РЛС Raytheon APG-63 (V) 3 AESA, но помимо этого они будут оборудованы бортовыми вычислителями ADCP II, системой радиоэлектронного подавления EPAWSS, системой опознования Mode 5, новым видеорегистратором, системой спутниковой связи, а также новым бортовым регистратором. Кроме того, будет обновлено программное обеспечение. Правда, установка новых дисплеев на этих самолетах не запланирована. Такая ситуация вызвала критику со стороны пилотов ВВС США. С одной стороны они положительно отзываются о модернизации истребителей и появлении на них нового оборудования, однако без новых дисплеев особого преимущества от этого оборудования не будет.
Дисплей, на котором отображаются показания РЛС, вызывает у пилотов особенное беспокойство. Летчики отмечают, что самолеты F-15C обладают прекрасной РЛС, но информация с радара поступает на крошечный 4-дюймовый дисплей. Даже на истребителях F-15E, которые обладают более совершенной авионикой, невозможно будет воспользоваться преимуществами нового оборудования без модернизации дисплеев. В то же время руководство ВВС США не считает необходимым оснащение центральными дисплеями самолетов F-15C в настоящее время.
Кроме того, на данный момент продолжаются работы над разработкой РЛС APG-82 для истребителей F-15E. Новый радар получит активную фазированную антенную решетку от РЛС APG-63(V)3, тогда как вычислительная электроника будет позаимствована у радаров Raytheon APG-79 AESA, которые используются на самолетах Boeing F/A-18E/F, находящихся на службе ВМФ США. Эксплуатационные испытания новой РЛС начнутся уже в 2013 г., а на самолетах радары начнут устанавливаться в 2014 г.
ВВС США также приступили к планированию разработки и интеграции системы радиоэлектронного подавления EPAWSS. Военные рассчитывают подписать соответствующий контракт с подрядчиком во II кв. 2015 бюджетного года. Для обеспечения наилучшего функционирования нового радара и системы радиоэлектронного подавления, а также для возможности проведения дальнейшей модернизации самолеты F-15 должны получить новый бортовой вычислитель ADCP II. В ноябре текущего года должно быть принято окончательное решение по проекту разработки вычислителей ADCP II. Первые бортовые вычислители на самолетах F-15E будут установлены в IV кв. 2016 г., а на истребителях F-15C они появятся в IV кв. 2017 г.
Кроме того, ВВС США хочет оборудовать самолеты F-15C инфракрасной системой поиска и сопровождения (IRST), которая может увеличить преимущество этих истребителей в воздушных боях. Рестарт программы IRST намечен на 2015 г., при этом отмечается, что самолеты F-15E не будут оснащаться такой системой, поскольку им редко приходится участвовать в операциях "воздух-воздух".
Дальнейшая модернизация истребителей F-15 также будет неизбежна, поскольку эти самолеты будут находиться на вооружении ВВС США до середины 2030-х годов. Позитивным моментом является то, что самолеты F-15 обладают достаточно прочным корпусом, и судя по всему, ему обеспечено еще длительное будущее. По крайней мере, сейчас никаких проблем с планерами не возникает, поскольку все возникающие неисправности устранялись в процессе эксплуатации этих машин. Тем не менее, ВВС США планирует провести испытания самолетов F-15, чтобы определить возможность увеличения срока службы их корпусов.
В ходе предыдущих полномасштабных испытаний истребители F-15E продемонстрировали срок службы длительностью 16 тыс. летных часов без возникновения катастрофических отказов и неисправностей, ограничивающих летную годность самолета. В настоящее время средний срок службы истребителей F-15E в ВВС США составляет 9 тыс. летных часов. ВВС США в 2010 г. подписали контракт на проведение дополнительных испытаний корпуса самолетов F-15E, чтобы определить возможность продления их летной годности до 2035 г. Данные испытания должны быть завершены до сентября 2015 г.
Что касается самолетов F-15C, то в ходе испытаний срок службы этих истребителей составил 18 тыс. летных часов. ВВС США планирует продлить их летную годность до 2030 г., что должно быть подтверждено соответствующими испытаниями, контракт на проведение которых был подписан в 2009 г. Эти тесты должны завершиться до сентября 2014 г.
Тем временем, испытания истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35 вступили в новую стадию. Недавно представители Lockheed Martin сообщили об успешном завершении очередного важного теста, в ходе которого впервые был проведен сброс бомбы с самолета над испытательным полигоном в Атлантике.
Для данного испытания военным ведомством США был выбран комплект Joint Direct Attack Munition (JDAM), который разрабатывался совместными усилиями ВВС США и ВМФ США. Сообщается также, что бомба была сброшена с самолета F-35 с укороченным взлетом и посадкой, при этом сброшенная бомба относится к типу мощных противобункерных управляемых бомб GBU-32.
Во время проведенных испытаний в первую очередь тестировалась способность самолета плавно выпускать сам снаряд, который находился во внутреннем отсеке самолета. Способность самолета точно поражать намеченную цель во время бомбометания будет проверена позднее.
Помимо этого компания Lockheed Martin и Министерство обороны США договорилось об установке на истребители F-35, предназначенных для поставки ВВС Израиля, усовершенствованных средств радиоэлектронного подавления и систем связи израильского производства. Стоимость данной программы модернизации оценивается в $450 млн. Предполагается, что более совершенное оборудование, которое будет устанавливаться на новых истребителях, в будущем может пригодиться другим странам, участвующим в программе F-35.
ВВС Израиля в 2010 г. подписали контракт на поставку 19 истребителей F-35, которые оцениваются в $2,75 млрд. Данный контракт также предусматривает опцион на 75 самолетов F-35, с учетом которого стоимость подписанного соглашения может увеличиться до $15,2 млрд.
В текущем году Lockheed Martin поставила Министерству обороны США в общей сложности 12 истребителей F-35, тогда как согласно контракту она должна передать военным до конца года 30 самолетов данного типа, таким образом, у компании осталось пять месяцев на полное выполнение договорных обязательств. Представители авиастроителя отмечают, что компания постепенно наращивает серийный выпуск новых самолетов. Помимо 12 истребителей, которые были поставлены Министерству обороны США, еще один самолет в текущем году был передан первому международному заказчику - ВВС Великобритании.
По планам военного ведомства Великобритании боевая готовность британских истребителей F-35B будет объявлена в 2018 г. В первое время все самолеты будут базироваться на наземных аэродромах. Тогда же начнутся их испытания на одном из авианосцев, состоящих на вооружении Великобритании. В то же время отмечается, что Министерство обороны США ожидает боевой готовности истребителей F-35 не раньше 2019 г.
Напомним, что Lockheed Martin планирует выпустить около 3000 истребителей F-35. До середины 2030-х годов более 2400 самолетов должны будут поступить на вооружение многих стран, в числе которых Австралия, Великобритания, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Япония. Основным же заказчиком данных самолетов являются ВВС, ВМФ и Корпус морской пехоты США.
Обзор подготовлен по материалам Aviation Week, Flightglobal и Lenta.Ru.
|