В конце восьмидесятых годов прошлого века военное руководство Ирана озаботилось обновлением парка реактивных систем залпового огня. Имеющиеся на вооружении комплексы Arash и Falaq-1 в целом устраивали военных, однако имели ряд недостатков. В первую очередь, претензии вызывал малый радиус действия. К примеру, «Фалак-1», в определенной мере являясь развитием советской РСЗО БМ-24, попавшей в Иран через третьи страны, бил всего на десять километров, что уже считалось недостаточным. Попытки провести реверс-инжиниринг советских БМ-21 «Град» также не привели к какому-либо ощутимому результату. На базе ракеты «Града» удалось сделать четыре собственные конструкции, самая совершенная из них даже достигла дальности стрельбы в 40 километров. Однако калибр 122 миллиметра не позволил оснастить ракету Arash-4 мощным двигателем и боевой частью достаточной мощности одновременно. Как результат, даже четвертый вариант ракет семейства «Араш» не смог оправдать все возлагаемые на него надежды.
В связи с такими проблемами к концу восьмидесятых было развернуто несколько программ, которые в итоге вылились в появление семейства систем залпового огня под названием Fajr (в переводе с арабского «рассвет»). Первый представитель линейки – Fajr-1 – представлял собой сначала купленные у Китая, а затем освоенные в производстве буксируемые РСЗО «Тип 63». На двухколесном шасси системы размещалась пусковая установка с двенадцатью трубами калибра 107 миллиметров. Достаточно простая конструкция шасси и системы наведения позволяла поворачивать пакет стволов в пределах горизонтального сектора шириной 32° и опускать/поднимать пусковые трубы на углы от -3° до +57°. При необходимости конструкция пусковой установки позволяла смонтировать ее на любом подходящем шасси. Китайские ракеты «Тип-63» в Иране получили новое обозначение – Haseb-1. 19-килограммовые боеприпасы при оптимальном угле возвышения летели на восемь с лишним километров. По иранским меркам это было недостаточно, из-за чего началась доработка Fajr-1. Обновленные ракеты Haseb позволили повысить дальность стрельбы, но не до таких показателей, какие хотели военные.
Примерно в начале девяностых (точные сведения о сроках отсутствуют) на фирмах Shahid Bagheri Industries Group и Sanam Industrial Group под покровительством государственной Defense Industries Organization начались работы по новой системе залпового огня, в которой планировалось учесть весь предыдущий опыт. Проект получил обозначение Fajr-3. Есть сведения, что в создании «Рассвета-3» принимали участие специалисты из Северной Кореи. Возможно, иранские военные и инженеры, сотрудничая с китайцами, пришли к определенным выводам и решили сменить страну, с которой стоит работать; однако ряд дальнейших событий показал, что, скорее всего, иранцы попросту решили расширить количество совместных проектов. В результате сотрудничества в системе залпового огня Fajr-3 явно просматриваются некоторые черты северокорейской M1985, в частности компоновка с размещением в средней части колесного шасси дополнительной кабины для расчета. Впервые о существовании РСЗО Fajr-3 стало известно в 1996 году, когда на параде в Тегеране было показано несколько таких самоходных установок. Примечательно, что те боевые машины были построены на базе трехосного грузовика японской фирмы Isuzu, что сначала послужило основой для версии о простой покупке систем у КНДР, чьи M1985 базируются именно на таком шасси.
Дальнейшее изучение фотографий и видеоматериалов с того парада привело западных специалистов к выводу о, как минимум, сотрудничестве. Дело в том, что пусковые трубы иранского «Рассвета-3» имели в два раза больший диаметр, чем направляющие корейской установки M1985. Позже стало известно, что калибр реактивных снарядов Fajr-3 равен 240 миллиметрам. Из-за большего калибра пакет направляющих системы Fajr-3 при схожих размерах с «Градом» или M1985 состоит только из 12 труб. Конструктивно пакет разделен на две части по шесть направляющих, каждая из которых крепится к раме отдельно. Механизмы наведения имеют ручной привод и позволяют производить наводку по возвышению от нуля до 57 градусов. По горизонтали направляющие вращаются на 90° от оси машины влево и на 100° вправо. Разница в углах горизонтального наведения вызвана особенностями примененного шасси. В дальнейшем, при изменении базового автомобиля, сектор горизонтальной наводки остался прежним. Как и другие реактивные системы залпового огня, Fajr-3 не имеет возможности стрельбы с ходу и требует предварительной подготовки. Среди прочего следует отметить необходимость использования четырех гидравлических аутригеров, которые не дают машине перевернуться при стрельбе. Общий вес боевой машины со снаряженной пусковой установкой превышает 15 тонн. Максимальная скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч.
Боеприпасы «Рассвета-3» представляют собой неуправляемые ракеты классической компоновки калибра 240 мм и длиной 5,2 метра. Вес ракеты колеблется в зависимости от типа боевой части, однако во всех случаях не превышает 420-430 килограмм. Из этой массы примерно 90 кг отведены под боевую часть. Она может быть осколочно-фугасной, зажигательной, химической, дымовой или кассетной. Ракеты всех типов поставляются в войска в ящиках по три штуки. Таким образом, в ходе одного залпа расходуется четыре ящика боеприпасов. Ведение огня осуществляется при помощи достаточно простой системы управления, позволяющей стрелять как одиночными, так и залпом. Интервал между пусками отдельных ракет регулируется в пределах от четырех до восьми секунд. При максимальном значении этого параметра полный залп занимает полторы минуты. По различным оценкам, твердотопливный двигатель ракет Fajr-3 имеет в своей основе пороховую шашку весом не менее 70-80 килограмм, что позволяет боеприпасам лететь на расстояние до 43 километров. При стрельбе на максимальную дальность ракета, двигаясь по баллистической траектории, достигает высоты в 17 километров. Во время полета снаряд стабилизируется вращением, обеспечиваемым хвостовыми стабилизаторами. Перед пуском они находятся в сложенном положении и после выхода из пусковой трубы раскладываются. Первоначальная раскрутка ракеты осуществляется при помощи штифта, движущегося по спиральному пазу в стенке пусковой трубы.
Не позже 1996 года Иран развернул серийное производство боевых машин Fajr-3 и боеприпасов для них. Одновременно с этим началось дальнейшее развитие проекта. Прежде всего стоит коснуться изменения колесной базы самоходной установки. Первоначально все системы боевой машины устанавливались на трехосные полноприводные грузовики Isuzu. Немного позже пусковые установки стали монтировать на доработанных грузовиках Merсedes-Benz 2624 6x6. Поиск оптимального шасси для Fajr-3 закончился выбором грузовика Merсedes-Benz 2631. По имеющимся данным, все новые РСЗО «Рассвет-3» собираются именно на этой базе, а старые получают ее в ходе ремонта и модернизации. Замена базового грузовика почти никак не сказалась на ходовых качествах боевой машины. Изменились только показатели экономичности, что, в конечном итоге, стало причиной перехода на «Мерседес-Бенц 2631».
По различным данным, реактивная система залпового огня Fajr-3 была принята на вооружение иранской армии не позже 1996 года, когда ее продемонстрировали на параде. Немного позже несколько десятков боевых машин с боезапасом были переданы частям «Хезболлы», которая начала использовать их еще во время боев в Южном Ливане. Боевое применение комплексов Fajr-3 не представляет собой что-то особенное. Все случаи реального использования «Рассвета-3» полностью аналогичны применению других систем этого класса: боевые машины выходят на позицию, производят обстрел целей и поспешно уходят. Характерная для РСЗО высокая поражающая способность вынуждала противостоявшие «Хезболле» южноливанские и израильские войска реагировать максимально быстро и самым скорейшим образом наносить ответные удары. Иранские Fajr-3, в свою очередь, в боевых действиях пока участия не принимали.
Одновременно с Fajr-3 иранские конструкторы, на этот раз совместно с китайскими, начали работу над следующей РСЗО под названием Fajr-5. Китайская сторона передала Ирану ряд документов по собственному проекту неуправляемых ракет семейства WS-1, который в некоторой мере стал прототипом для Fajr-5. Целью нового проекта было создание системы залпового огня с еще большей дальностью стрельбы, не менее 60 километров. При этом экономическая и внешнеполитическая ситуация потребовали от иранских инженеров сделать «Рассвет-5» максимально унифицированным с менее дальнобойной установкой. В результате этого требования, среди прочего, Fajr-5 прошел через те же «приключения» с трехосной колесной базой. В настоящее время все боевые машины этого проекта собираются на основе «Мерседесов» модели 2631. Вспомогательное оснащение боевой машины так же аналогично Fajr-3: аутригеры для стабилизации во время стрельбы, дополнительная кабина для расчета и т.д.
Однако требования по дальности стрельбы и, как следствие, новый боеприпас привели к кардинальным изменениям конструкции пусковой установки. Расчеты показали, что достижение заданной дальности возможно только при калибре не менее 300 миллиметров. После ряда расчетов был выбран вариант неуправляемой ракеты калибра 333 мм. Большие габариты боеприпаса заставили значительно сократить объем залпа. При сохранении приемлемых габаритов пусковой установки на ней помещалось только четыре пусковые трубы. За исключением числа направляющих и, по-видимому, некоторых элементов, конструкция пусковой установки аналогична соответствующему агрегату «Рассвета-3». Наведение пусковой установки изначально осуществлялось вручную, как на артиллерийских орудиях. Углы наводки по вертикали Fajr-5 – от горизонтали до 57 градусов. Горизонтальное наведение возможно только в пределах сектора шириной 45° от оси машины.
Главный элемент новой дальнобойной РСЗО – неуправляемая ракета калибра 333 миллиметра. Боеприпас длиной в шесть с половиной метров весит порядка 900-930 килограмм. Боевая часть ракеты, в зависимости от типа, имеет массу в 170-190 кг. Несмотря на увеличение размеров ракеты и веса боевой части, номенклатура типов последней осталась прежней. Соответственно обстановке могут быть применены осколочно-фугасные, зажигательные, химические и кассетные боеголовки. В случае с осколочно-фугасным вариантом ракета несет 90 килограмм взрывчатого вещества. Тяжелая ракета с большим запасом твердого топлива имеет отличные показатели дальности. Максимальное расстояние, которая она может пролететь, равняется 75 километрам (верхняя точка траектории находится на высоте около 30 км). Стабилизация полета осуществляется только за счет вращения ракеты. Этот нюанс проекта является одним из самых спорных – как показали расчеты советских и американских конструкторов, реактивный снаряд безо всяких систем управления на дальностях свыше 55-60 км слишком сильно отклоняется от точки прицеливания. Ракеты Fajr-5 никакими дополнительными системами управления не оснащаются, что вызывает соответствующие сомнения в точности и кучности стрельбы.
Все меры обеспечения точности попадания в системе «Рассвет-5» коснулись только прицельного комплекса. Впервые в иранской практике РСЗО получила автоматизированную систему управления оружием, которая самостоятельно вычисляет углы наводки и обеспечивает автоматический огонь залпом или по одному выстрелу. Значения интервалов между пусками остались прежними: 4-8 секунд. Во время модернизации комплекс Fajr-5 получил обновленную систему управления оружием. Главное последствие модернизации – обеспечение возможности не только определения параметров наводки, но и непосредственного поворота и наведения пусковой установки. Для этого последняя комплектуется приводами разворота; возможность ручной наводки сохраняется. Кроме того, в состав оборудования модернизированных Fajr-5 вошла аппаратура связи, позволяющая передавать данные о целях и наведении на них между батареями РСЗО и командно-штабными машинами. По имеющимся данным, при наличии нового оборудования батареи реактивных систем залпового огня могут рассредотачиваться на расстоянии до 20 км от управляющих машин или штабов.
Точное время принятия на вооружение РСЗО Fajr-5 неизвестно. Первые экземпляры этих боевых машин были продемонстрированы общественности в начале двухтысячных годов. Вскоре стало известно, что несколько установок было передано «Хезболле». В силу некоторых причин – скорее всего, это небольшое количество поставленных машин и малая точность – известны лишь единичные случаи применения этого оружия в ходе израильско-ливанской войны 2006 года. Результаты оказались не сильно выше, чем при использовании Fajr-3, хотя большая дальность стрельбы позволила атаковать цели на большей площади. Имеются сведения о дальнейшей модернизации системы залпового огня, вплоть до изменения ее предназначения. Согласно некоторым источникам, разрабатывается или уже существует вариант «Рассвета-5», предназначенный для береговой обороны. Вероятно, в его основе лежит новая противокорабельная ракета в габаритах неуправляемого боеприпаса. В противном случае стрельба штатными ракетами по кораблям, даже при наличии радиолокационного поиска и сопровождения целей, смотрится, как минимум, малоэффективной. Еще один слух, не получивший подтверждения в официальных иранских источниках, касается создания полноценной баллистической ракеты малой дальности на базе все того же Fajr-5. Официальные данные относительно модернизации боеприпаса пока касаются повышения точности и небольшого роста дальности полета.
Характерной чертой всех последних иранских реактивных систем залпового огня является широкое сотрудничество с зарубежными странами при их разработке. Этот факт достаточно интересен, особенно в свете «происхождения» китайского или северокорейского опыта. Нетрудно догадаться, что китайцы и корейцы научились делать собственные боевые машины и неуправляемые ракеты не без изучения имевшихся у них систем залпового огня советского производства. Таким образом, иранские «Рассветы» в некоторой мере являются потомками советских комплексов с индексом «БМ» в названии. При этом характеристики иранских систем, в зависимости от модели боевой машины и применяемого снаряда, находятся на уровне, соответствующем советским РСЗО прошлых годов, и не представляют собой чего-то исключительного.
|