Думский Комитет по обороне обсудил перспективы развития российской боевой авиации В подмосковном городе Луховицы, на территории производственного комплекса ОАО «Российская самолётостроительная корпорация (РСК) «МиГ», прошло выездное заседание Комитета по обороне Государственной Думы, посвящённое развитию российской боевой авиации. В закрытом режиме депутаты, представители Минобороны, научно-исследовательских институтов и отечественных авиастроительных компаний обсудили ряд проблемных вопросов и рассмотрели пути их решения.
Депутатский десант
Прежде всего необходимо отметить, что Комитет по обороне Госдумы регулярно проводит выездные заседания. Такая форма работы позволяет депутатам наместе изучать состояние дел на предприятиях «оборонки». И в ряде случаев после посещения заводов и проведения заседаний с участием специалистов, представителей профильных НИИ у депутатов существенно менялся взгляд на положение дел в отрасли.12-31-10-12
Примером тому может служить и выездное заседание в Луховицах. Перед началом его работы председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов акцентировал внимание журналистов на том, что «в последние годы корпорация «МиГ» является убыточным предприятием, вызывает определённое беспокойство неоптимальное распределение производственной инфраструктуры». При этом он отметил, что законодатели настроены на обсуждение того, какую помощь они могут оказать для нормальной деятельности корпорации.
Вторым проблемным вопросом Владимир Комоедов назвал создание беспилотных летательных аппаратов. По его словам, когда-то в этой сфере лидировал Советский Союз, но сегодня Россия закупает беспилотники за рубежом. Депутаты решили разобраться, «в чём причина нашего отставания и что нужно предпринять, чтобы его преодолеть». Они решили выяснить, есть ли у отечественного авиапрома программа развития беспилотной авиации.
«Мы знаем, что РСК «МиГ» в инициативном порядке вела разработку разведывательно-ударных беспилотных комплексов. Хотим выяснить, в каком состоянии находятся наработки и по какой системе Минобороны может эти работы поддержать», - сообщил Владимир Комоедов.
В перерыве заседания глава думского Комитета по обороне встретился с журналистами. Отвечая на их вопросы, он отметил, что заседание идёт очень конструктивно, с большой полемикой. Докладчики информируют депутатов по различным вопросам авиастроения и развития военной авиации, показывают многогранность имеющихся проблем, объясняют основу того или иного ранее принятого решения. При этом было заметно, что остриё проблематики у председателя комитета сместилось на область реализации имеющихся планов. По всей видимости, ряд «страшилок» о положении дел в отечественном авиапроме был опровергнут компетентными специалистами. Хотя новой техники в армии пока не так много, как того хотелось бы. Одна из главных задач в этой связи – обновить авиапарк ВВС на 70 процентов.
Владимир Комоедов отметил, что на «парламентском часе» в Госдуме министр обороны РФ Анатолий Сердюков очень чётко изложил позицию военного ведомства, а также всю программу по гособоронзаказу с указанием того, какая техника и к какому сроку должна поступить в войска. Депутаты, участвующие в выездном заседании, ещё раз убедились в реалистичности и продуманности заявленного плана.
Промышленность должна поставить заказанную продукцию в войска, но на ряде предприятий имеются проблемы, которые требуют скорейшего решения. По мнению председателя Комитета по обороне, они не носят критического характера, а находятся в организационно-финансовой плоскости, и тут есть над чем поработать. Он особо отметил, что промышленность должна уделить особое внимание качеству выпускаемой продукции.
Глава комитета напомнил журналистам, что США реализуют программу по развёртыванию системы ПРО в Европе. В случае её реализации на четвёртом этапе, в 2020 году, она будет представлять угрозу для России, в частности и воздушному пространству над Москвой. В настоящее время у нас проработаны различные варианты противодействия этой системе, и не только «Искандерами» из Калининградской области…
Владимир Комоедов заявил, что для этого надо обновить наши Вооружённые Силы и довести военную реформу до логического конца, то есть сделать армию боеспособной, с высоким уровнем боеготовности. Достижение этих целей требует оказать помощь РСК «МиГ» в усилении её позиций.
Корпорация остаётся и возвращается
С представителями СМИ встретился и генеральный директор РСК «МиГ» Сергей Коротков. Он считает, что корпорация не утратила имевшийся потенциал и не находится в кризисной ситуации. Проблемы имеются, но они носят рабочий характер и наиболее оперативно могут быть решены при государственной поддержке на высшем уровне.
Авиационные комплексы марки «МиГ» эксплуатируются в 65 странах мира, в том числе и в США. Только МиГ-29 летают в 29 государствах. Авиационных комплексов этого типа в различных модификациях выпущено свыше 1.600 единиц.
В настоящее время корпорация освоила выпуск многофункциональных корабельных истребителей МиГ-29К (одноместные) и МиГ-29КУБ (двухместные). На их базе разработаны и запланированы к серийному выпуску авиационные комплексы сухопутного базирования МиГ-29М и МиГ-29М2 – соответственно одноместный и двухместный.
Около 20 лет корпорация работала на внешний рынок. Сегодня она, продолжая активную работу с инозаказчиками, возвращается на внутренний рынок и всё активнее участвует в различных программах в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ).
Гендиректор корпорации Сергей Коротков заявил, что портфель заказов по поставкам авиатехники в РСК «МиГ» сформирован до 2017 года и оценивается в сумму свыше 6 миллиардов долларов. В ближайшее время ожидается заключение новых контрактов как с инозаказчиками, так и с Минобороны РФ.
Основу экспортного портфеля заказов составляют контракты по поставке, а также ремонту и модернизации авиационных комплексов в странах Европы, Азии, Африки, Южной Америки, в том числе поставки имущества, запасных частей ряду государств, эксплуатирующих самолёты МиГ.
Среди иностранных заказчиков корпорации лидирует Индия. Для её ВВС в рамках контракта, подписанного в марте 2008 года, проводится модернизация по программе МиГ-29 UPG. Первые шесть авиационных комплексов прошли ремонт и модернизацию на производственном комплексе «МиГ». Более 90 процентов самолётов по данной программе будут доработаны в Индии.
При выполнении модернизации истребители оснащаются современным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, унифицированным с аналогичным комплексом корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ ВМС Индии. На сегодняшний день выполнен контракт по поставкам Индии 16 самолётов МиГ-29К/КУБ. В конце этого года начнутся поставки по второму контракту. По нему индийская сторона получит ещё 29 таких машин.
На внутреннем рынке по ГОЗ в следующем году будет выполнена поставка в войска четырёх новых авиакомплексов «МиГ», а в 2014 году запланировано начало поступления многофункциональных МиГ-35. Первая машина для военной авиации России находится на стапеле.
Сергей Коротков отметил, что в новых моделях многофункциональных авиационных комплексов марки «МиГ» реализованы новейшие идеи и решения. Они позволяют этим самолётам соответствовать всем международным требованиям, предъявляемым к технике такого класса, и быть конкурентоспособными на мировом рынке вооружений. Традиционно российская военная продукция занимает лидирующие позиции по критерию «эффективность – стоимость».
Вместе с тем РСК «МиГ» с прицелом на далёкую перспективу имеет хороший потенциал для развития. Например, корпорация «Сухой» выиграла конкурс на проведение работ по беспилотнику в определённой весовой категории по специализированному предназначению. Создание не просто летательного аппарата, а сложного авиационного комплекса требует использования больших конструкторских, технологических и производственных ресурсов. В работах по беспилотнику РСК «МиГ» принимает участие уже в качестве партнёра по ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация».
На стапелях кипит работа
Посещению журналистами производственных участков РСК предшествовал краткий, но довольно серьёзный 15-31-10-12инструктаж по соблюдению мер, связанных с выполнением требований, действующих на режимном предприятии. Основные ограничения были связаны с выполнением видео- и фотосъёмок. Кое у кого из гостей они вызвали ироничные улыбки в «предвкушении» увидеть предприятие образца «лихих 1990-х», когда на заводах воцарились запустение и разруха…
Реальность же приятно удивила многих журналистов. А сопровождающие с такими же улыбками отвечали на все вопросы, в том числе самые каверзные. Остальные работники завода к работе представителей СМИ отнеслись как к неизбежности, которую надо пережить. При этом порой было непонятно, кто за кем наблюдает. По крайней мере инженеры и рабочие успевали выполнять производственное задание и с интересом приглядываться к работе прессы.
Создание современных истребителей марки «МиГ» осуществляется с применением цифровых технологий на всех этапах жизненного цикла: от разработки до послепродажного обслуживания.
В настоящее время началась реализация программы по реконструкции и модернизации производственных мощностей предприятия. Закупаются современные многокоординатные станки, часть из них уже установили и эксплуатируют в цехе механической обработки крупномасштабных деталей. Станки с программным обеспечением позволяют сократить время производства авиационных деталей различной сложности и существенно повысить точность их изготовления. Новая технология, по сравнению с предыдущей, позволила сократить по времени данный цикл производства в два-три раза.
Использование новых технологий и современных материалов даёт весьма заметный положительный результат в создании новой техники. Заместитель технического директора РСК «МиГ» Анатолий Лямин сообщил, что в Луховицах делаются композитные конструкции для выпускаемых самолётов. Поверхности фюзеляжа самолёта на 50 процентов сделаны из полимерных и композитных материалов.
В общем весе нового истребителя полимеры, композиты, сотовые блоки и панели составляют 12 процентов, но без их использования самолёт стал бы тяжелее на 30 процентов. При этом с использованием новых материалов прочность конструкции повысилась. За счёт полученной весовой экономии конструкторы увеличили у авиакомплекса ёмкость топливной системы и боевую нагрузку.
В цехе окончательной сборки работа в самом разгаре. На различной стадии изготовления там находится сейчас несколько машин. Но по ранее упомянутым причинам было дано разрешение на видео- и фотосьёмку только одной из них.
Рабочие выполняли работы, связанные с установкой различных систем и проверкой их работоспособности. Анатолий Лямин пояснил, что в настоящее время в корпорации действует жёсткий пооперационный контроль за выполнением работ на всех этапах производственного цикла. Своё начало он берёт с входного контроля по приёмке от фирм-партнёров сырья, систем и агрегатов. Такая система работы для всех авиастроительных компаний мира считается обычной, а не какой-то исключительной.
Кадры решают всё
РСК «МиГ» уделяет большое внимание подготовке, переподготовке и повышению квалификации своих сотрудников. Молодёжь идёт на предприятие, и это было наглядно видно по работающим на стапелях. Вот только в процессе обучения кадров есть проблемы.
Заместитель технического директора РСК «МиГ» рассказал, что по ряду специальностей и категорий работников предусмотрена целевая подготовка за счёт средств фирмы в высших и средних учебных заведениях. Студентам дневной формы обучения предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации, защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов. В соответствии с заключаемыми договорами после обучения они обязаны пять лет проработать на фирме. Практически каждый такой выпускник – фанат авиастроения, работает качественно и по прошествии нескольких лет становится высококлассным специалистом с богатым практическим опытом. Вот здесь и начинаются парадоксы жизни…
При всём желании корпорация ограничена в средствах на повышение заработной платы. Зато в этом не ограничены фирмы, занимающиеся бизнесом, далёким от авиации. Им нужны высококлассные специалисты, но они не тратят средств на их обучение. Они ждут, когда молодёжь обучится, получит практический опыт в корпорации, покажет свои возможности. И вот тогда ей предлагают малоинтересную, но высокооплачиваемую работу: Луховицы – город небольшой, так что бизнесмены берут к себе не «кота в мешке».
Получается парадокс. Желаешь интересную работу – иди на РСК «МиГ». Интересует рутина с высоким доходом – в частную фирму! Над решением этой проблемы ломают головы на многих предприятиях «оборонки», но оптимального решения ещё не найдено…
В качестве примера здесь уместно будет вспомнить, как с этой проблемой разобрались в украинской компании «Мотор Сич». Там ввели правило: «Обратной дороги нет». Покинувший фирму обратно уже не принимается. Специальность, квалификация, возраст, заслуги не имеют значения. В отделе кадров таким «возвращенцам» всегда аргументированно и на законных основаниях отказывают в приёме на работу. Первое время люди возмущались, требовали, доказывали свою правоту, просили, уговаривали, давили на жалость. Теперь же каждый хорошенько подумает, прежде чем уйти с предприятия, на котором есть гарантированная работа с пакетом социального обеспечения.
Многоликая «корабелка»
МиГ-29К/КУБ – многофункциональные истребители корабельного базирования. Они предназначены для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным и обычным оружием днём и ночью, в любых погодных условиях.
Одноместный МиГ-29К и двухместный МиГ-29КУБ имеют внешнюю схожесть с МиГ-29, но по размерности, конструкции, насыщенности современными системами и боевым возможностям совершенно не похожи на своего предшественника. Одноместный и двухместный варианты имеют идентичное оборудование, вооружение, а также высокую степень унификации конструкции.
Авиационные комплексы МиГ-29К/КУБ от других самолётов унифицированного семейства отличаются улучшенными эксплуатационными характеристиками и повышенной надёжностью агрегатов, систем и узлов. По сравнению с МиГ-29 лётный ресурс новой модификации увеличен более чем в 2 раза, а стоимость лётного часа снижена почти в 2,5 раза. Истребители МиГ-29К/КУБ эксплуатируются без проведения капитальных ремонтов.
Силовая установка включает в себя два ТРДДФ РД-33МК, имеющие увеличенную тягу, оборудованные бездымной камерой сгорания и новой электронной системой управления с полной ответственностью (типа FADEC). Двигатели имеют модульную конструкцию и отличаются повышенной надёжностью и ресурсом.
Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) МиГ-29К/КУБ построено по принципу открытой архитектуры на основе стандарта MIL-STD-1553B. Это облегчает модернизацию самолёта и наращивание его арсенала новым вооружением. БРЭО позволяет по требованию заказчика устанавливать на авиакомплексе новое оборудование, вооружение как российского, так и иностранного производства.
МиГ-29К/КУБ оборудованы «стеклянной кабиной». На двухместном варианте установлено девять многофункциональных дисплеев, на которые экипаж может выводить необходимую ему информацию в зависимости от выполняемой задачи.
МиГ-29К/КУБ оснащаются современной многоканальной оптико-локационной станцией и системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиолокационных ракет. Предусмотрена возможность установки контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой для подсветки наземных целей.
В номенклатуру комплекса вооружения входят управляемые ракеты «воздух – воздух» и «воздух – поверхность», корректируемые авиабомбы, неуправляемые ракеты, авиационные бомбы и встроенная 30-мм пушка ГШ-301. По требованию заказчика в состав вооружения могут вводиться новые образцы авиационных средств поражения.
Разработан полный набор технических средств обучения для МиГ-29К/КУБ, включающий комплексный тренажёр с системой подвижности.
В ходе заседания в подмосковных Луховицах рассматривалось состояние дел и на других авиастроительных предприятиях. В ближайшие дни Комитетом по обороне Госдумы по итогам выездного заседания будут оформлены и представлены соответствующие предложения руководству страны.
Юрий Авдеев
|