11 декабря. На фоне одновременных летных испытаний двух прототипов китайских истребителей 5 поколения китайская авиационная промышленность приступила к разработке истребителя 6 поколения. За работы над машиной отвечает Шэньянская корпорация авиационной промышленности, входящая в состав китайской авиационно-промышленной корпорации AVIC. Об этом свидетельствует статья, опубликованная в ноябре в газете «Чжунго гунъе бао» и воспроизведенная на китайском государственном портале по проблемам оборонной промышленности. Приводим сокращенный перевод этого текста.
13 ноября на открывшемся в Чжухае авиасалоне были представлены военные и гражданские самолеты, другие летательные аппараты и оборудование. Накануне, 12 ноября, СМИ была впервые представлена модель малозаметного отечественного истребителя J-31 (на фото). На самом деле этот самолет, который разрабатывается Шэньянской авиационной корпорацией AVIC, еще 31 октября совершил первый полет.
По мнению экспертов, J-31 — это новейший тип истребителя четвертого поколения, получивший название «Гуин» (鹘鹰, «Сокол»), с двумя двигателями, одноместный, с двойным наклонным вертикальным оперением, не имеющий (в отличие от J-20) переднего горизонтального оперения по схеме «утка», воздухозаборниками в форме раковин моллюска и являющийся вторым отечественным малозаметным самолетом после J-20.
После появления новости о первом успешном полете J-31 специалисты сравнили его с получившим название «всемирного истребителя» американским F-35, отметив, что он выглядит более вытянутым, с большим размахом крыльев, а потому может иметь более высокие летные характеристики и маневренность.
Какие технологии лежат в основе такого продвинутого проекта как J-31, столь сильно отличающегося от прошлого? Разработка — основа любого продукта. Шэньянская авиационная корпорация проделала путь от традиционных методов проектирования до 2D и 3D — цифрового проектирования, а затем внедрила практику «бережливого проектирования» (Lean R&D), пройдя несколько этапов в своем развитии.
В период, когда осуществлялась традиционная модель проведения НИОКР, реализовывалась традиционная технология проектирования самолетов, разработчики, каждый в соответствии со своей специальностью, например специалисты по компоновке, аэродинамике, прочности и различным системам, каждый готовили проектные документы, на основе которых создавался полный комплект чертежей. В переходный период двухмерного цифрового проектирования главную роль играл ручной труд и происходил переход от бумаги к двухмерной дигитализации, происходил переход к подготовке чертежей при помощи компьютера; в период трехмерного цифрового проективрования был осуществлен переход к цифровому проектированию и информатизации процесса разработок.
В условиях конкуренции и в соответствии с требованиями рынка, ввиду услождения конечных продуктов и чтобы управлять процессом разработки сложных продуктов, предприятия ОПК начали прибегать к разнообразным приемам: проводить политику привлечения или воспитания опытных кадров, перенимать передовые методы проектирования, сегментировать и оптимизировать процесс разработок, использовать современные инструменты проектирования — использование всех этих методов приносило пользу, но делало процесс разработки еще более сложным.
Но в основе деятельности любого предприятия лежат прежде всего три составляющих: инновации, повторение и управление качеством. Технологии, касающиеся всех трех сфер, зародились в 40-е годы прошлого века и к концу прошлого века достигли пика своего развития. Но постепенно появились многообразные проблемы, использование различных типов прикладного программного обеспечения создало «изолированные острова информации». Все большее использование программного обеспечения CAE и CAD уменьшило период прохождения продуктом пути от фазы разработки до рынка. Интегрированная разработка продукта, примером которой является использование цифровых прототипов, повысила точность разработки продукта. Но по мере развития промышленности и постоянного получения отзывов от клиентов процесс разработки продукта перестал быть линейным и стал ветвиться на множество путей. Например, если взять в качестве примера автомобиль, даже в ходе разработки двери применяются 16 видов моделирования, нечего и говорить о сложностях разработки самолета — процесс взаимодействия генерируемых при этом потоков информации беспримерно сложен. Именно поэтому после распределения заданий главному конструктору продукта очень сложно держать под контролем ход работ по каждой системе и ход работ над компонентами, что необходимо для обеспечения успеха проекта.
Поэтому в ходе информатизации, предприятия вынуждены были мало-помалу обратить внимание на проблему «изолированных островов информации». Однако само по себе это не позволяет радикально повысить конкурентоспособность предприятия.
Именно поэтому предприятиям необходима высокоинтегрированная система управления НИОКР, которая позволит управлять разными элементами процесса и повысить скорость и эффективность разработок, повысить качество работы и добавленную стоимость. Метод «бережливого проектирования» как раз и позволяет удовлетворить эти потребности предприятий и открывает путь для трансформации и развития китайского ОПК.
После перехода на цифровое проектирование Шэньянская авиационно-промышленная корпорация приобрела особенно глубокое понимание и добилась успехов во внедрении цифровых технологий. Перестройка технологий — это не только перестройка оборудования, важную роль играет перестройка программного обеспечения. На основе оборудования была построена программная платформа для НИОКР в компании. Это была основанная на знании и контроле качества, ориентированная на процесс комплексная аналитическая система НИОКР. Насколько известно, в прошлом у Шэньянской корпорации авиационной промышленности цикл разработки и внедрения одного продукта составлял 10—15 лет, а теперь он уже сократился до 3—5 лет. А в случае с J-31, в условиях повышенных требований военных, корпорация выпустила второй образец китайского малозаметного истребителя всего за 19 месяцев.
С первой модели НИОКР (имеется в виду традиционная) до четвертой модели (цифровое проектирование по модели Lean R&D) Шэньянская авиационная корпорация проделала путь развттия длиной 50 лет. … В условиях сформированной модели цифрового проектирования четвертого поколения Шэньянская авиационная корпорация уже запустила платформу проектирования самолета следующего (6-го, по китайской терминологии 5-го поколения).
….Требования к платформе истребителя следующего поколения заключаются в базировании на знании, полном мониторинге качества, ориентированности на процесс, визуализации, дигитализации всего процесса проектирования и испытаний, а также создания 5 платформ моделирования конструкции в целом и аэродинамики.
|