В настоящее время Россия ведет активные переговоры с Китаем по заключению второго соглашения о защите интеллектуальной собственности. Сможет ли новый договор защитить технологии истребителя Су-35 от незаконного копирования, задается вопросом канадский военный журнал Chinese Defense Review (вероятно, имеется в виду Kanwa Defense Review – «ВП»). Cтатью из этого журнала сегодня опубликовал mili.cn.yahoo.com. Первое соглашение подобного рода между Россией и Китаем было подписано в конце 2008 года, но оно не предотвратило появление китайских версий Су-33 и Су-30МК2 (соответственно, J-15 и J-16). Китай уже объявил J-15 собственной разработкой с независимыми интеллектуальными правами, разработка J-16 началась после 2008 года. Не исключено, что планер Су-35 появится на улучшенной версии J-16. В 2005 году Китай приобрел 24 истребителя Су-30МК2 (известно, что в рамочном соглашении по Су-35 также называется количество 24 машины, первоначально Пекин планировал купить лишь несколько единиц). Китай считает, что в свое время Россией были переданы интеллектуальные права на Су-27 (начало 1990-х годов), и почему бы стране не иметь право создавать модификации на его базе? По некоторым сведениям, в первоначальном контракте действительно были некие «юридические лазейки», интеллектуальные права обсуждались в «неформальной обстановке». Если Китай будет считать Су-35 очередной версией под индексом Су-27М (именно таким был первоначальный индекс), снова возникнут споры об интеллектуальной собственности на этот самолет. Без всякого сомнения, и без разрешения России Китай будет использовать двигатели 117С для оснащения перспективного истребителя J-20. Получение ТРДДФ с управляемым вектором тяги и повышенной тягой позволит реализовать «мечту Китая» придать J-20 способность совершать полет на сверхзвуковой крейсерской скорости и выходить на режимы сверхманевренности. Технологии 117С также могут быть применены на двигателях WS-10A истребителей J-11B и J-15, не останутся без внимания и технологии бортовой РЛС «Ирбис-Э» с пассивной ФАР. В целом, если Китай доберется до Су-35, его авиастроительная промышленность сэкономит, по меньшей мере, 10 лет в разработке истребителей нового поколения, пишет канадский журнал. Качественный разрыв с ВВС России также будет значительно сокращен. До 2015 года ВВС России получат всего 48 истребителей Су-35С/БМ. Технологии 117С значительно сократят технологический разрыв между российским истребителем пятого поколения Т-50 и китайским J-20. Если новые российские двигатели поступят в Китай в 2016 году, вполне возможно, что в 2019-2020 годах J-20 поступит на вооружение ВВС НОАК (почти одновременно с поступлением Т-50 на вооружение ВВС России).
|