23 декабря летчики дальней авиации отмечали свой профессиональный праздник. В этот же день командующий дальней авиацией генерал-лейтенант А. Жихарев огласил некоторые планы министерства обороны, касающиеся дальнейшего развития этого вида ВВС. Наибольший интерес представляют его слова, касающиеся проекта ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Самолет, создаваемый в рамках этого проекта, должен прийти на смену нескольким используемым сейчас типам техники.
По словам Жихарева, работы по программе ПАК ДА продолжаются уже несколько лет. За это время были проведены многочисленные исследовательские работы. К настоящему времени организации, задействованные в программе, готовы приступить к опытно-конструкторским работам. Начало этого этапа запланировано на следующий год. Разработка технического проекта, согласно нынешним планам, должна занять несколько лет, после чего начнется строительство опытного самолета. Первый прототип бомбардировщика ПАК ДА должен подняться в воздух в 2019 году. Наконец, первые серийные самолеты новой модели поступят в военно-воздушные силы в 2025 году. Таким образом, программа ПАК ДА в течение ближайших месяцев войдет в стадию создания проекта, по которому будут строиться новые самолеты.
К сожалению, командующий дальней авиации не раскрыл никакой конкретной информации о требованиях к перспективному бомбардировщику или о его техническом облике. Как утверждается, самолет ПАК ДА будет иметь большие боевые возможности в сравнении с бомбардировщиками существующих типов. Это будет «самолет другого класса, с другим вооружением», – цитирует Жихарева РИА Новости.
Пока конструкторские организации будут заняты созданием проекта перспективного стратегического бомбардировщика, ВВС намерены провести модернизацию существующего парка техники. Самолеты Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95МС в обозримом будущем должны пройти модернизацию, разделенную на два этапа. В ходе этих работ технику отремонтируют и оснастят новым радиоэлектронным оборудованием. Сейчас промышленность и министерство обороны проводят первый этап такой модернизации. Второй начнется позже. Ремонт и обновление самолетов позволит значительно повысить их срок службы. К примеру, бомбардировщики Ту-95МС после всех обновлений смогут оставаться в строю до 2040 года.
Помимо боевых самолетов предполагается обновить вспомогательные. По словам генерал-лейтенанта А. Жихарева, в ближайшее время модернизацию пройдут самолеты-заправщики Ил-78. Позже, в 2018 году, ожидается появление новых самолетов этого класса, которые постепенно заменят существующую технику. Ожидается, что новый заправщик сможет работать как со стратегической, так и с оперативно-тактической авиацией.
О начале работ над перспективным стратегическим бомбардировщиком стало известно еще несколько лет назад, однако до сих пор вся информация о нем касается лишь ориентировочных сроков завершения того или иного этапа. Ситуация немного изменилась в августе этого года, когда появилась информация о некоторых технических особенностях проекта. Стало известно, что самолет ПАК ДА будет дозвуковым, а в его грузоотсеках удастся разместить больше вооружения, чем у существующего бомбардировщика Ту-160. Эти сведения позволяют сделать некоторые предположения, однако их правильность подтвердит или опровергнет лишь официальная информация. Дозвуковая скорость полета и большая боевая нагрузка могут говорить о создании самолета схемы «летающее крыло». Насколько известно, в последние годы отечественные ученые активно занимались этой тематикой, и некоторые результаты исследований могут быть использованы в программе ПАК ДА.
Чтобы полноценно заменить самолеты существующих типов, перспективный бомбардировщик должен будет иметь высокие летные данные. Дальность полета должна превышать 11-12 тыс. километров без дозаправки в полете. Информация о создании дозвукового бомбардировщика позволяет примерно оценивать показатели крейсерской и максимальной скорости.
В номенклатуру бомбардировщика ПАК ДА обязательно войдут крылатая ракета Х-55 и ее модификации, используемые имеющимися на вооружении самолетами. Кроме того, новый самолет должен стать носителем перспективных крылатых ракет Х-101. Для выполнения тактических задач, свойственных самолетам Ту-22М3, бомбардировщик ПАК ДА должен быть способен применять управляемые и свободнопадающие бомбы различных типов и калибров.
По сообщениям прессы, общий облик самолета ПАК ДА был сформирован примерно полтора года назад. Конструкторские работы по программе разработки нового дальнего бомбардировщика начнутся лишь в следующем году. Таким образом, в течение ближайших лет, когда будут опубликованы сведения о новом самолете, можно будет определить, насколько точными оказались предположения об облике перспективного бомбардировщика.
|