МИГ-31 истребитель-перехватчик
МиГ-31 является дальнейшей модернизацией
истребителя-перехватчика МИГ-25 Предназначен для использования в системе ПВО, способен выполнять длительное
патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей, в том
числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными сверхзвуковыми
самолетами в любое время суток, при любой погоде и при интенсивном ведении РЭБ.
Самолет двухместный, выполнен
по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высокорасположенным
крылом, цельноповоротным стабилизатором и двухкилевым оперением. Планер самолета изготовлен на
50% из нержавеющей стали, 16% - титана, 33% - из алюминиевых сплавов и
1%-другие конструкционные материалы. Серийный выпуск начался в 1979 г. на
авиазаводе в г. Горьком.
Целевое оборудование позволяет
использовать истребитель-перехватчик МиГ-31 автономно, в составе группы из
однотипных самолетов или в качестве самолета-лидера для управления действиями
истребителей (МИГ-23,
МИГ-25 ,МИГ-29, Су-27 или Су-15).
Самолет оснащен импульсно-доп-лсровской РЛС СБИ "Заслон" с
фазированной антенной-решеткой (ФАР) большой мощности.
Максимальная дальность
обнаружения цели ЭПР 16 кв.м. - 200 км, дальность сопровождения
цели класса самолет ДРЛО - 120 км, класса истребитель - 90 км в передней
полусфере и, соответственно, 120 и 70 км в задней полусфере. РЛС позволяет
обнаруживать и сопровождать до 10 различных целей и одновременно наводить УР на
четыре цели. Истребитель МиГ-31 оснащен теплопеленгатором, позволяющим скрыто
осуществлять поиск и применять оружие, а также действовать в условиях
интенсивных радиоэлектронных помех.
Использование цифровой системы
закрытой связи АПД-518 обеспечивает обмен радиолокационной информацией в группе
из 4 самолетов МиГ-31, удаленных до 200 км, и наведение на цель группы
истребителей, имеющих менее совершенное БРЭО. Использование системы АПД-518
обеспечивает скрытую атаку цели истребителем МиГ-31 при слежении за целью
другим истребителем, находящимся на безопасном удалении от самолетов противника
и транслирующим радиолокационную информацию на атакующий самолет.
Навигационное оборудование
включает радионавигационные системы "Тропик" ("Лоран",
точность определения координат - 0,13 - 1,3 км на дистанции 2000 км) и
"Маршрут" ("Омега", точность определения координат - 1,8 -
3.6 км на дистанции 2000-10000 км). Обеспечивается возможность использования
самолета на арктическом ТВД.
Самолет оборудован тележечным
шасси, допускающим эксплуатацию с грунтовых ВПП. Имеется система дозаправки
топливом в полете с выдвижной штангой.
В последнее время в советской
и зарубежной печати все чаще стали появляться упоминания о новом советском
боевом самолете МиГ-31. Благодаря гласности информация о вчера еще совершенно
секретном самолете сегодня стала обычной на страницах газет и журналов, а его
изображения украшают даже настенные календари.
Еще в январе 1989 года к
заявлению Комитета министров обороны государств - участников Варшавского
Договора "О соотношении численности вооруженных сил и вооружений
Организации Варшавского Договора и Североатлантического пакта (НАТО) в Европе и
прилегающих территориях" были приложены данные о личном составе и
вооружениях каждой страны. В частности, перечислялись наши боевые самолеты, в
том числе впервые открыто упомянули истребители-перехватчики ПВО
МИГ-25 и
МИГ-31.
Спустя четыре месяца, в День войск противовоздушной обороны, в одной из
центральных газет поместили эффектный снимок нового перехватчика и привели
слова Главнокомандующего этим родом Вооруженных Сил: "Истребительная
авиация ПВО располагает сегодня перехватчиками четвертого поколения МиГ-31 и СУ-27"
(см. "ТМ" №8 за 1989 г.), а в репортаже из авиационного подразделения
подчеркивалось, что "здешняя летная часть летает на двухместном МиГ-31,
что некогда испытывал Герой Советского Союза А.В.Федотов и на котором ровно 5
лет назад вместе со штурманом В.С.Зайцевым сложил голову.
Испытателей-микояновцев в полку зндот, помнят и Федотова..."
Так что же представляет собой
самолет, еще недавно считавшийся секретным и скрывавшийся за семью печатями?
Проектирование его специалисты ОКБ имени А.И.Микояна начали еще в 1970 году,
взяв за основу выпускавшийся серийно перехватчик
МИГ-25 ,
созданный в 60-е годы в ответ на появление в США высотных сверхзвуковых
разведчиков и бомбардировщиков. Как и
МИГ-25 ,
это был цельносварной самолет из специальных сплавов. Первоначально машина даже
называлась МиГ-25МП. Общее руководство по разработке и испытаниям возглавил
Генеральный конструктор Р.А.Беляков.
"Тридцать первый"
предназначался для перехвата и уничтожения воздушных целей, летящих как на
больших, так и на средних и малых высотах (на фоне земли); в передней и задней
полусферах; в простых и сложных метеоусловиях; днем и ночью, при применении
противником маневра и постановке им активных и пассивных радиолокационных помех
и тепловых ловушек.
Внешне он очень напоминает
"двадцать пятый" - два киля, два скошенных воздухозаборника по бокам
фюзеляжа. Но дальше начинаются различия, притом весьма существенные. Прежде
всего бросается в глаза, что на МиГ-31 за кабиной летчика есть вторая кабина,
тогда как "двадцать пятый" был одноместным. Эксплуатация самолета с
довольно внушительной взлетной массой на обычных аэродромах заставила изменить
конструкцию шасси: впервые на
истребителе применили двухколесные тележки, на которых колеса располагались так
называемым "разнесенным тандемом", что уменьшило давление на покрытие
взлетно-посадочной полосы.
Энерговооруженность самолета
увеличили за счет установки двух модифицированных, высокоэкономичных,
турбореактивных, двухконтурных двигателей Д-30, развивающих на полном форсаже
тягу по 15500 кг - почти на треть больше, чем на "двадцать пятом". В
отличие от других перехватчиков МиГ-31 способен в полете несколько раз
дозаправляться от летающих танкеров, значительно увеличивая дальность и время
полета.
Новый истребитель оснастили
помехозащищенным комплексом, обеспечивающим надежный перехват воздушных целей.
Он состоит из бортовой радиолокационной станции с фазированной антенной
решеткой (применена на самолете впервые в мире) теплопеленгатора для передней
полусферы и индикатора тактической обстановки. Поскольку летчику стало труднее
одновременно управлять машиной, вооружением и прицельно-навигационной
аппаратурой, в экипаж ввели штурмана-оператора.
Есть на МиГ-31 и аппаратура
передачи данных, предназначенная для взаимодействия групп из четырех машин в
полете строем, целераспределения и координации атак. Она позволяет одновременно
сопровождать до десяти целей и производить пуск управляемых ракет сразу по
четырем.
Как известно, боевая
эффективность самолета зависит от состава и возможностей его вооружения. На
МиГ-31 оно подбирается в зависимости от особенностей цели и боевой обстановки.
В его состав могут входить четыре ракеты большой дальности с радиоголовками
самонаведения; они же и две ракеты средней дальности с тепловыми головками
самонаведения; четыре ракеты большой дальности и столько же малой дальности
(ракеты ближнего маневренного боя). Примечательно, что конструкторы разместили
их так, чтобы они оказывали вдвое меньшее сопротивление набегающему потоку
воздуха. Кроме того, в центроплан встроена 23-мм пушка с боекомплектом в 260
снарядов. Впервые на МиГе применили пушку с огромной скорострельностью в
несколько тысяч выстрелов в минуту- пушка того же калибра истребителя
МИГ-15 уступала ей в этом отношении более чем
в полтора раза!
Да и по боевым возможностям у
МиГ-31 нет аналогов ни у нас, ни за рубежом. Судите сами: экипаж перехватчика
может, конечно, действовать в одиночку, но его главное назначение - работать
группами по четыре машины под командованием самолета-лидера, при этом обмен
информацией между ними и наземной автоматической системой управления
производится автоматически, а все задачи, связанные с поиском целей и
координацией группы, решаются бортовыми средствами, постоянно принимающими
сведения с земли и взаимодействующих в группе перехватчиков. Впрочем, она может
действовать и без помощи земли, осуществляя контроль за защищаемым обширным
воздушным коридором.
Что же касается одиночного
самолета, то он способен одновременно перехватывать несколько объектов, идущих
на разных высотах, разными курсами и с различными скоростями. Хотя МиГ-31 -не
самолет маневренного боя, но выполняет все фигуры высшего пилотажа.
Таков новый боевой .самолет,
созданный в традиционно истребительном КБ, история которого началась более
полувека назад.
...В августе 1975 года на
опытный прототип МиГ-31 назначили экипаж - летчика-испытателя, шеф-пилота фирмы
Героя Советского Союза А.В.Федотова, ведущего инженера С.Г.Полякова (ныне
директор опытного завода), механика В.Н.Кичева. 16 сентября Федотов впервые
поднял машину в воздух, начались всесторонние летные испытания. Позже к ним
подключились летчики П.М.Остапенко, Б.А.Орлов, А.Г.Фастовец, В.Е.Меницкий и Т.О.Аубакиров,
штурманы В.С.Зайцев и Л.С.Попов, ведущими инженерами на экспериментальных
перехватчиках были Л.И.Сви-дерский и Э.К.Кострубский (ныне-технический
руководитель темы, заместитель главного конструктора).
Испытания "тридцать
первого" заняли несколько лет и подтвердили верность заложенных в него
инженерных решений. К сожалению, не обошлось без чрезвычайных происшествий - 20
сентября 1979 года произошла авария, Остапенко и Попову пришлось
катапультироваться. Не секрет, летчики-испытатели покидают опытные машины лишь
в исключительных случаях, когда не остается шансов на благополучную посадку и
нужно только успеть оставить вовремя обреченную машину, А это удается не
всегда...
В апреле 1984 года
"Красная звезда" вышла с некрологом: "4 апреля погиб выдающийся
летчик-испытатель, лауреат Ленинской премии, Герой Советского Союза,
генерал-майор авиации Александр Васильевич Федотов... установивший 18 мировых
авиационных рекордов скорости, высоты, скороподъемности, ряд из которых не
превзойден до настоящего времени".
Можно добавить, что, начав
летать в 1951 году, Федотов 8998 раз поднимал в небо машины разных типов и
провел в воздухе почти 5 тыс. часов. И еще деталь-шеф-пилот ОКБ, летавший на
сверхзвуке, поднимавшийся в стратосферу, в свободное время с удовольствием
парил на планере и отменно рисовал. В юности он даже собирался поступить в
художественное училище, однако любовь к авиации пересилила...
Многим работникам ОКБ
запомнился отзыв Федотова о новом самолете: "МиГ-31 обладает самыми
большими возможностями из всех самолетов, которые мне приходилось
испытывать!" А в том последнем полете, когда подвели приборы и летчику не
хватило высоты, чтобы спасти машину, во второй кабине был штурман Валерий
Зайцев. В свое время французский пилот и писатель А. де Сент-Экзюпери сказал:
"Тот, кто умирает ради того, чтобы двинуть вперед наши познания, тот,
умирая, служит жизни..." Эти слова как будто специально написаны о
Федотове и Зайцеве.
Серийное производство МиГ-31
начали в 1979 году. С тех пор его улучшали, модернизировали, приспосабливали
для решения новых боевых задач. Большие резервы, заложенные в его конструкцию,
создают уверенность в том, что "тридцать первому", подобно его знаменитым
предшественникам
МИГ-15 ,
МИГ-17 и
МИГ-21 ,
суждена долгая жизнь в авиации.
В начале 1992 года на
вооружении войск ПВО стран СНГ находилось более 200 истребителей-перехватчиков
МиГ-31. 24 самолета этой серии были поставлены Китаю.
В 1992 году был выпущен
истребитель-перехватчик МиГ-31М. На модернизированном самолете установлена
более мощная РЛС, вооружение усилено до шести УР большой дальности, а также
установлены высокоманевренные УР средней дальности Р-77.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла - 13,46 м.
Длина самолета - 22,69 м.
Высота самолета -5,15 м.
Взлетная масса, кг:
- нормальная - 41000; - максимальная - 46200.
Тип двигателя - ТРДЦФ Д-30Ф6.
Максимальная тяга, кН/кгс:
- бесфорсажная - 2х91,0/2х9270;
- форсажная - 2х152,0/2х15510.
Максимальная скорость, км/ч:
- на высоте 17500 м - 3000 (М=2,82);
- на малой высоте - 1500;
- крейсерская - 2447 (М=2,3).
Практический потолок - 20600 м.
Практическая дальность, км:
- без ПТБ - 2500; - с ПТБ - 3300.
Продолжительность барражирования с дозаправкой в воздухе - 6 часов.
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 5.
шестиствольная пушка ГШ-23-6
(23 мм, 26 патронов, скорострельность - 8000 выстр./мин); УР большой дальности
Р-ЗЗ (до 120 км), УР средней дальности с ИК системой самонаведения Р-40Т и УР
малой дальности Р-60, Р-60М или Р-73.
Самолет МиГ-31 ни разу не применялся против воздушных целей противника, однако в 1985г., после обострения советско-американских отношений в результате перехвата советскими истребителями северокорейского лайнера Боинг 747 в районе о.Сахалин, на Дальний Восток была направлена эскадрилья самолетов МиГ-31, одно появление которой привело к резкому уменьшению активности американской авиации в регионе. Косвенным следствием создания самолета МиГ-31 можно считать и снятие с вооружения в 1989г. американских высотных самолетов-разведчиков Локхид SR-71, характеристики которых, делавшие ранее эти крайне дорогостоящие самолеты неуязвимыми от истребителей ПВО, уже не могли спасать от атак МиГ-31.