Военные технологии Понедельник, 25.11.2024, 15:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Самолеты [944]
Беспилотники [297]
Вертолеты [233]
Ракетное вооружение [283]
ПВО/ПРО/ЗРК/ПЗРК [260]
ВМФ [397]
Танки/РСЗО/САУ/Авто [310]
Стрелковое оружие [266]
Военные технологии [144]
Разведка, спецслужбы [82]
Армия [74]
Политика и прочее [524]

Наш опрос
Если начнется война...
Всего ответов: 1323

Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0


19:22
История лидерства с некоторыми перерывами
Появление авиации стало, пожалуй, одним из главных и эпохальных достижений человечества в ХХ столетии. Это в полной мере относится и к военной авиации, ставшей не только неотъемлемой частью современных вооруженных сил, но и рассматриваемой зачастую в качестве главного средства вооруженной борьбы. 

Скачок в мировую элиту и обратно 

К началу ХХ века после длительного периода экспериментов военная мысль была уже готова к восприятию применения летающих машин в военном деле. Поэтому появление аэропланов с самого начала вызвало обостренный интерес у военных ведомств практически всех развитых стран и привело к бурному росту приобретения самолетов для нужд вооруженных сил. 

Первый полет самолета братьев Райт состоялся в 1902 году, а уже в 1908—1910 годах все «солидные» армии и флоты начали закупки авиационной техники наряду с проведением многообразных опытов по ее практическому применению в военном деле. В итало-турецкую войну 1911 года самолеты пошли в бой, и 23 октября 1911 года в Ливии капитан итальянской армии Карло Пьяцца совершил первый в истории боевой вылет на самолете на воздушную разведку, а 1 ноября лейтенант Джулио Гавотти там же осуществил первую воздушную бомбардировку с аэроплана. 

Русские военные также не отставали. Закупка самолетов для нужд императорской армии и флота была начата в 1910 году, а уже в 1911 году были созданы первые авиационные подразделения. Первоначально сухопутная авиация в России подчинялась инженерным войскам, но 12 августа 1912 года был издан приказ по Военному ведомству об учреждении специальной Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. В ознаменование этого события 12 августа теперь принято считать началом создания военной авиации России. 

Однако фактически о возникновении в России ВВС как рода сил с единым руководством можно говорить только начиная с марта 1916 года, когда в Военном министерстве было создано Управление военного воздушного флота. 

Так или иначе, к началу Первой мировой войны Россия обладала самым крупным в мире парком военных самолетов, насчитывавшим 263 аэроплана (для сравнения: Германия имела 232 военных аэроплана, Франция — 138, Великобритания — 56). 

Выдающимися достижениями русской авиации были создание Игорем Сикорским первого в мире четырехмоторного тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец» и формирование в России первого в мире бомбардировочного соединения таких самолетов — Эскадры воздушных кораблей. 

В то же время слабость русской авиационной и особенно авиамоторостроительной промышленности привела к тому, что в годы Первой мировой войны набранный нашей страной темп развития в этой области не мог быть выдержан, и Россия стала отставать от западных держав. России пришлось прибегнуть к широкому импорту самолетов и моторов из союзных стран. К осени 1917 года русская военная авиация имела около 1500 самолетов — гораздо меньше, чем другие государства, участвующие в войне. 

Для преодоления отставания царским правительством была развернута обширная программа постройки новых авиационных и авиамоторных заводов, но результаты ее пожали уже в «красный период» русской истории. 
«Стальные руки-крылья» 

Советские военные теоретики и практики с самого начала уделяли большое внимание развитию ВВС. Это было связано с общим пристрастием ранней советской военной мысли к «техническим средствам борьбы» (включая те же танки), которые рассматривались не только как наиболее передовые сами по себе (отражая общий пиетет большевиков перед техникой), но и как способные стать «перпендикулярным решением» в случае столкновения с армиями более могущественных западных империалистических держав. В результате, пожалуй, впервые в отечественной военной истории была предпринята попытка достичь качественного превосходства над западными вооруженными силами. 

С конца двадцатых годов в рамках индустриализации в СССР была начата грандиозная программа создания мощной военной авиации, включая ее материальную базу. В короткий срок была создана крупная авиационная и авиамоторостроительная промышленность (впрочем, отчасти опирающаяся еще на предприятия, построенные до 1917 года, а во многом на «инотехпомощь» — так, почти все моторы были западными лицензионными копиями или их модификациями), сформированы конструкторские коллективы, начавшие разработку самолетов всех типов. В то время как западные страны имели относительно небольшие ВВС «мирного периода», в Советском Союзе с 1930 года военные самолеты производились тысячами. Уже в 1932 году советские ВВС стали самыми многочисленными в мире. При этом в духе популярной тогда доктрины Дуэ был создан небывалый в мире воздушный наступательный флот из почти 1000 многомоторных тяжелых цельнометаллических бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3 — их аналоги тогда производились на Западе буквально в единичных экземплярах. 

Однако интервенции «империалистических хищников» в тридцатые годы не состоялось, созданный в СССР воздушный флот начал быстро устаревать, а советский авиапром столкнулся с серьезными трудностями при попытке создать следующее поколение самолетов и моторов к концу десятилетия. С другой стороны, негативной тенденцией стало стремление советского руководства подойти к строительству ВВС на основе принципов массовой армии, что привело к подмене качества количеством при общем неизбежно невысоком в этом случае уровне подготовки личного состава военной авиации. В результате громадные ВВС СССР серьезно уступали по уровню обученности и подготовленности кад ров западным ВВС. В сочетании с отставанием в создании боевых самолетов новых типов, по сути, запущенных в серию только в 1940—1941 годах, это предопределило тяжелые поражения советской военной авиации от Люфтваффе в начальный период Великой Отечественной войны. Хотя в последующем авиапром смог обеспечить ВВС СССР достаточным количеством самолетов, качественно многие из них продолжали уступать немецким, и при этом промышленность не давала достаточного количества современных бомбардировщиков. В результате СССР, первым создавший дальнебомбардировочную авиацию, фактически не имел такой эффективной авиации в войну. Нехватка фронтовых бомбардировщиков вынужденно компенсировалась массовым выпуском простых и дешевых одномоторных штурмовиков Ил-2. Стремление брать числом при общей нехватке ресурсов привело в итоге к тому, что, хотя советская военная авиация внесла значительный вклад в Победу, но имела боевой потенциал и боевую эффективность, не соответствующие затрачиваемым средствам и уступающие как немецкой, так и англо-американской авиации. 
Золотая эра 

После войны Сталиным были предприняты энергичные меры по ликвидации отставания в авиации от Запада, которое становилось критическим в свете появления атомного оружия, основными средствами доставки которого сначала были авиационные. В кратчайший срок ВВС СССР совершили скачок в реактивную эпоху, получив отличные и самые современные истребитель МиГ-15 и фронтовой бомбардировщик Ил-28. Путем копирования американского В-29 (в виде Ту-4) была воссоздана мощная дальнебомбардировочная авиация, которая с получением на вооружение с 1953 года серийных атомных бомб приобрела стратегическое значение, а затем получила и современные дальние реактивные и турбовинтовые бомбардировщики. Наглядным свидетельством достижений стало достойное участие советской авиации в войне в Корее 1950—1953 годов. 

Сформированный и развитый в послевоенные годы потенциал позволил СССР осуществить прорыв в космос, а также приступить к оснащению Вооруженных сил ракетным вооружением всех классов. Хотя «всеобщую ракетизацию» в хрущевский период часто расценивают негативно с точки зрения развития собственно ВВС, однако именно в это время советская военная авиация совершила очередной качественный скачок — от дозвуковых реактивных самолетов с относительно простым вооружением и оборудованием к сложным сверхзвуковым боевым авиационным комплексам, оснащенным управляемым ракетным оружием с расширенной всепогодностью и ростом буквально всех характеристик. 

С шестидесятых годов советская военная авиация, оставаясь наиболее многочисленной в мире, в целом относительно успешно удерживала качественный паритет по большинству позиций с ВВС США и стран НАТО. В Советском Союзе был создан ряд эпохальных военных самолетов: легкий фронтовой истребитель МиГ-21, трехмаховый истребитель-перехватчик и разведчик МиГ-25, дальний бомбардировщик Ту-22М, тяжелые транспортные самолеты Ан-22 и Ан-124. В новом сегменте развития авиационной техники были созданы легендарные вертолеты Ми-8 и Ми-24. Советские машины успешно прошли боевое применение в войне во Вьетнаме, ряде других локальных войн и конфликтов, а затем и в войне в Афганистане. 

Подтверждением высокого уровня отечественной авиационной промышленности и науки стало создание к началу восьмидесятых годов советских истребителей четвертого поколения — МиГ-29, МиГ-31 и Су-27 — с выдающимися характеристиками, по ряду параметров превосходящими американские образцы. В последнее десятилетие существования СССР велось создание боевых авиационных комплексов будущих поколений. 

В то же время положение ВВС СССР было относительно противоречивым. Советская военная авиация по-прежнему была раздута по численности. В условиях резкого роста стоимости и сложности авиационной техники нового поколения ресурсов страны начинало не хватать как на поддержание этой численности на современном уровне, так и на своевременную разработку новых самолетов. Показательно, что поступление серийных советских истребителей четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 в строевые части началось только в 1985 году — в то время, когда ВВС США уже практически завершили закупки истребителей F-15 и уже почти десятилетие полным ходом перевооружались на F-16. Даже на момент распада СССР основным истребителем ВВС и войск ПВО страны оставался МиГ-23, самолетами третьего поколения была оснащена основная масса ударной авиации и ПВО. Явно отставал СССР во внедрении высокоточного авиационного управляемого вооружения класса «воздух-поверхность», в развитии авиационных средств разведки и целеуказания, борьбы с ПВО противника и по ряду других направлений. 

Распад СССР и сопутствующий политический и экономический кризисы, болезненное экономическое реформирование девяностых годов привели к резкому сокращению военных расходов и обвалу в состоянии бывших советских вооруженных сил, подвергшихся к тому же и разделу между бывшими союзными республиками. 

На долю ВВС как одного из наиболее высокотехнологичных и чувствительных к экономической ситуации видов вооруженных сил выпали в этих условиях особенно тяжелые испытания. Помимо постоянных многократных перманентных количественных сокращений ВВС России с 1993 года на протяжении почти полутора десятилетий практически не получали новой авиационной техники и даже не осуществляли в достаточных объемах ремонт и модернизацию оставшейся. Фактически ВВС застыли на уровне 1991 года, к тому же резко упав в количественном составе и в уровне боеготовности. 

Возрождение военной авиации России началось только в последние годы в результате восстановления адекватного финансирования…
Категория: Самолеты | Просмотров: 1011 | Добавил: Kkorablevv | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя (напишите здесь что-нибудь) *:
Email: (не обязательно)
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz