Военные технологии Понедельник, 25.11.2024, 06:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Самолеты [944]
Беспилотники [297]
Вертолеты [233]
Ракетное вооружение [283]
ПВО/ПРО/ЗРК/ПЗРК [260]
ВМФ [397]
Танки/РСЗО/САУ/Авто [310]
Стрелковое оружие [266]
Военные технологии [144]
Разведка, спецслужбы [82]
Армия [74]
Политика и прочее [524]

Наш опрос
Если начнется война...
Всего ответов: 1323

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0


14:05
Многоликий Су-27 в ВВС Китая
 

На протяжении многих лет ВВС НОАК имели на вооружении устаревшие истребители второго поколения F-7 и J-8, которые выступали основным элементом в обороне КНР. Хотя потребность в истребителе третьего поколения была очевидной, до 1990 г. подобные планы не обсуждались.

После демократических демонстраций в 1989 г., которые окончились подавлением выступлений на площади Тяньаньмэнь, страны Запада ограничили масштабы сотрудничества с Китаем. Советско-китайские противоречия пошли на спад, таким образом, КНР повернулась в сторону СССР. Но окончание холодной войны и распад СССР наряду с сохраняющееся напряженностью с Тайванем убедили руководство ВВС Китая в необходимости разработки собственного перспективного истребителя, так как в долгосрочной перспективе полагаться на российское вооружение не представлялось возможным.

17 сентября 1990 г. китайская военная делегация посетила авиабазу Кубинка, где ей показали рекламные полеты истребителей МиГ-29. Боевой радиус МиГ-29 оказался недостаточным для такой большой страны, как Китай, кроме того он не позволял решить тайваньский вопрос. Таким образом, китайцы выразили интерес к истребителю Су-27, более дорогому истребителю, обладающему большим боевым радиусом действия. Первый запрос был отклонен советским руководством, но после нескольких раундов переговоров контракт был заключен. Обе страны договорились на поставку 24 Су-27, включая одноместные варианты и «спарки». В дальнейшем было достигнуто соглашение на поставку еще 24 Су-27. Заказанные истребители выпускались на КнААПО и ИАПО.

Контракт, который известен в КНР как «проект 906», стал первой экспортной поставкой Су-27, и в феврале 1991 г. Су-27 совершил демонстрационный полет в пекинском аэропорту Нанюань.

Первая партия из 12 Су-27 (восемь Су-27СК и четыре Су-27УБК) перелетела из России в Китай через Монголию в конце 1991 г. в течение одного дня, и это означало официальное принятие на вооружение самолета данного типа. 8 ноября 1992 г. были поставлены оставшиеся 12 самолетов, а еще пара истребителей использовалась в КНР для исследовательских целей.

Второй контракт на следующие 24 истребителя не был подписан сразу же за первым, так как между двумя странами имелись противоречия относительно формы оплаты. За первую партию 70% стоимости было оплачено бартером (поставки продовольствия и товаров легкой промышленности). Российская сторона считала, что последующие поставки самолетов должны оплачиваться в американской валюте, и, в мае 1995 г. заместитель председателя Центрального военного комитета КНР Лю Хуакинг посетил Россию и согласился на эту просьбу, но с условием передачи в КНР производственной линии на Су-27. Таким образом было подписано соглашение на лицензионное производство Су-27 в КНР.

В апреле 1996 г. десять Су-27, включая четыре Су-27СК и шесть Су-27УБК, были поставлены в КНР. Оставшиеся 14 Су-27СК были переданы заказчику в июле.

Выдающиеся характеристики

Первые поставленные в Китай Су-27 стали патрулировать воздушное пространство в районе Тайваня в начале 1990-х гг., а их летчики оценивали характеристики истребителей как «выдающиеся».

В этот период Китай приступил к самостоятельному выпуску Су-27СК. С целью подготовки летчиков для увеличивающегося числа Су-27, ВВС НОАК испытывали потребность в двухместных модификациях УБК. 3 декабря 1999 г. две страны подписали контракт на поставку 28 Су-27УБК, и первые четыре «спарки» производства ИАПО были поставлены в Центр летной подготовки ВВС НОАК 15 декабря 2000 г. Спустя неделю к ним присоединилось еще восемь машин, а окончательно контракт был исполнен к сентябрю 2009 г. К этому времени в КНР было экспортировано 76 Су-27 (36 Су-27СК и 40 Су-27УБК).

В обозначении китайской модификации Су-27СК литеры «С» и «К» означают «производственный» и «коммерческий». Основным отличием экспортного варианта от российских Су-27 является взлетный вес, который у экспортных самолетов по просьбе китайской стороны был увеличен до 33 тонн. Неуправляемое вооружение включает 100-кг, 250-кг и 500-кг свободнопадающие бомбы, а также 80-мм, 122-мм и 240-мм неуправляемые ракеты. Десять точек подвески позволяют нести боевую нагрузку общей массой до 8 тонн, а шасси было усилено. Изменения были необходимы, так как требованиями ВВС НОАК определялось, чтобы каждый истребитель имел возможность выполнять ударные функции. Кроме того, и это является общим местом для российских экспортных истребителей, установленная на них система РЭБ имела пониженные характеристики, и станция активных помех Л005 была заменена на Л203/Л204.

Каждая партия имела отличия в составе БРЭО. Первые 24 Су-27 были оснащены системой управления вооружением СУВ-27, радиолокационным прицельным комплексом РЛПК-27 и РЛС Н001Э. Дальность обнаружения цели с ЭПР 3 кв. метра составляла 70 км. До десяти целей могли быть обнаружены, но обстреливаться могла только одна. На следующих Су-27 была установлена РЛС Н001П, которая позволяла одновременно обстреливать две цели. Кроме того на следующих поставленных Су-27 была установлена интегрированная навигационная система А737.

Максимальный боекомплект для выполнения задач завоевания господства в воздухе составляет шесть ракет средней дальности Р-27 или четыре ракет малого радиуса действия Р-73. Из-за ограничений, налагаемых СУВ, Су-27СК/УБК не могут применять ракеты Р-77.

Двухместные варианты Су-27УБК обладают несколько худшими летными характеристиками, практический потолок уменьшен до 17,5 км по сравнению с 18,5 км у одноместного варианта, но все боевые характеристики остались прежними.

На сцене появляется J-11

Китайская авиационная промышленность выступала против импорта иностранных истребителей, и эта ситуация сохранялась до тех пор, пока не было принято решение, что на истребителе J-10 может устанавливаться двигатель Су-27, и тогда позиция промышленности несколько смягчилась. Но китайский авиапром все еще негативно относился к решению ВВС относительно производства Су-27.

Россия не хотела продавать лицензию на производство Су-27 в Китай, но в итоге пошла на попятную, когда китайская сторона заявила, что в случае отказа от передачи лицензии закупит не более 48 истребителей Су-27. В 1993 г. Россия согласилась подписать контракт стоимостью 150 млн долл. по передаче китайской стороне технологий, комплектующих и оказанию необходимой технической поддержки.

Россия передала КНР лицензию на производство Су-27 6 декабря 1996 г. Согласно условиям контракта, Россия должна была оказать помощь китайскому предприятию Shenyang Aviation Company (SAC) по созданию производственной линии и выпуску 200 Су-27 в течение последующих 15 лет. Двигатели, РЛС, БРЭО и системы вооружения должны были поступать из России. Кроме того, имелась договоренность, что в случае задержке в производстве Россия будет поставлять SAC необходимые комплектующие. Су-27 китайской сборки получили индекс «проект 11», и наименование J-11 после принятия на вооружение.


Летом 1997 г. Россия поставила SAC полный комплект производственных чертежей. В первой половине 1998 г. SAC приступил к производству первых двух истребителей, и 1 сентября того же года первый J-11 под управлением главного летчика-испытателя Фу Гуаксинга (из Первого испытательного батальона ВВС НОАК) впервые поднялся в воздух. Первые два самолета были переданы ВВС для проведения испытаний, которые завершились в декабре 2000 г.

Базовый вариант J-11 не сильно отличался от Су-27СК. J-11 ранних производственных серий были оснащены монитором системы GPS, установленном справа от индикатора на лобовом стекле (ИЛС). На самолетах более позднего выпуска эти мониторы устанавливались в составе интегрированного многофункционального дисплея. Китай не планирует дальнейших модификаций ранних J-11. Как только будет израсходован запас российских управляемых ракет, эта партия будет списана.

J-11B/BS

Успех в сборке J-11 сподвигнул китайцев к созданию улучшенной версии с использованием китайских комплектующих, которая получила наименование J-11В, а двухместный вариант — J-11BS. На ней установлена новая китайская импульсно-допплеровская РЛС управления вооружением, которая может одновременно обнаруживать 20 целей и наводить ракеты на шесть из них. Оборудование пилотской кабины было еще улучшено за счет установки голографического ИЛС и трехцветного многофункционального монитора.

J-11В может применять китайские ракеты «воздух-воздух» средней дальности PL-12 с активной ГСН и ракеты ближнего радиуса действия с ИК ГСН PL-8. Для этого были разработаны новые пилоны. Так как оперение PL-8 довольно значительно по размерам, пришлось разрабатывать ступенчатый пилон для законцовки крыла — только по этому внешнему признаку можно отличить J-11В от J-11/Су-27СК. Другие изменения заключаются в установке носового обтекателя черного цвета и системы оповещения о приближении ракет белого цвета, которая установлена с двух сторон хвостового обтекателя J-11В.


Наиболее важным отличием J-11В является двигатель FWS10 Taihang китайской разработки, похожий на двигатель General Electric F110, и обладающий рядом технологий российского АЛ-31. Его тяга на номинальном режиме составляет 77,6кН, при использовании форсажа – 132кН. Для сравнения, двигатель АЛ-31Ф на номинальном режиме обладает тягой 72,8кН и 125кН на форсажном режиме. Отношение массы двигателя к тяге составляет 7,5, что выше показателей Ал-31Ф (7,1).

В J-11В используются композиционные материалы, что позволило снизить массу на 700 кг, и для сохранения центровки в носовую часть был добавлен балласт. Из-за применения радиопоглощающих материалов, ЭПР J-11В меньше чем у Су-27 на 25%.

Первый полет J-11В был совершен в июне 2002 г., и снова его в воздух поднял Фу Гуаксинг. 18 месяцев спустя летчик-испытатель Би Хонгджун завершил летные испытания J-11В и самолет был передан ВВС.

J-11BJ/J-15

В 1999 г. КНР приобрела на Украине недостроенный авианосец «Варяг», который планировался использоваться в качестве учебного корабля. Разумным решением выглядел выбор истребителя Су-33 в качестве палубного самолета для него, но Россия отклонила китайский запрос, в котором Китай изначально выражал готовность в приобретении только двух самолетов. В результате Китай обратился к Украине, где закупил третий прототип Су-33, Т-10К-3.

К счастью для китайцев, Т-10К-3 был первым серийным вариантом Су-33, практически идентичный серийно выпускаемым машинам. На нем были увеличены наплывы крыла и уменьшена высота вертикального оперения, что было вызвано проблемами, выявленными при испытаниях опытного Т-10К-2.

Но что оказалось самым главным, планер Су-33 не сильно отличался от Су-27. Это была отличная новость для китайцев. Вооруженный знаниями, полученными при изучении Т-10К-3, Китай разработал палубный истребитель на базе J-11B, который получил наименование J-11BJ («J» — от прилагательного палубный), затем смененное на J-15 «Летающая Акула».


Различия между J-11 и J-15 точно такие же, как между Су-27 и Су-33. Были сделаны следующие изменения в конструкции: добавлено переднее горизонтальное оперение, система складывания крыльев, горизонтального оперения, приемника воздушного давления и хвостового обтекателя; была установлена носовая стойка шасси со сдвоенным колесом, основные стойки шасси были укреплены; добавлен посадочный гак; установлена штанга дозаправки в воздухе; оптико-локационная станция была перемещена на правый борт. Кроме того истребитель получил РЛС с фазированной решеткой и двигатель FWS10H, обладающий большей тягой и приемистостью. J-15 может применять до четырех ПКР С-803 китайского производства, и в настоящее время проходит испытания.


Руководство ВВС НОАК под впечатлением от высокоточных ударов, продемонстрированных ударной авиацией ВВС США в 1990-е гг., отбросило тактику, ориентированную на оборону, и приняло более наступательную концепцию. Военные решили приобрести истребитель с увеличенным боевым радиусом действия и еще более тяжеловооруженным по сравнению с Су-27, а именно с возможностью применять высокоточные ракеты «воздух-поверхность».

В конце 1996 г. в ходе визита в Россию премьер-министр КНР Ли Пэн подписал соглашение стоимостью 1,8 млрд долл. на закупку 40 многофункциональных истребителей. Переговоры относительно условий контракта начались сразу же после этого. Компания «Сухой» увидело огромный потенциал при выполнении требований китайцев применительно к своему истребителю Су-30МК. Было принято решение заимствовать технологии истребителя Су-27М при разработке нового истребителя, который сохранил бы высокие и тонкие стабилизаторы из армированного углеволокна. Они могли бы быть использованы в качестве топливных баков для увеличения дальности действия. Эта модификация позже получила индекс Су-30МКК («К» означает китайский).


По итогам двухлетних переговоров Россия согласилась продать Су-30МКК в КНР. Детали контракта были согласованы в ходе авиационного салона в Чжухае в 1998 г. В марте 1999 г. визита в Россию премьер-министр Чжу Жунцзы подписал официальный контракт на закупку 38 истребителей. Это событие стало еще одним судьбоносным моментом в российско-китайском ВТС. В том же месяце первый прототип Су-30МКК совершил первый полет в Жуковском.

В ноябре 2000 г. прототип «502 голубой» был показан на авиационном салоне в Чжухае, а спустя месяц первая партия из десяти Су-30МКК была доставлена в Китай. Второй десяток был передан 21 августа 2001 г., а заключительная партия из 18 самолетов была получена заказчиков в декабре.

В июле 2001 г. китайский президент Цзян Цзэминь и его российский коллега Владимир Путин подписали контракт на закупку еще 38 истребителей.

В 2002 г. стороны приступили к переговорам относительно закупки модификации Су-30МК2 для китайского флота, которая отличалась измененной системой управления вооружением, позволяющая применять ПКР Х-31А.

В начале 2003 г. обе стороны подписали контракт на поставку 24 Су-30МК2 для ВМС НОАК. Они были переданы в 2004 г.

Су-30МКК является более совершенным по сравнению с Су-27СК/Су-27УБК. У него две дополнительные точки подвески, каждая из которых позволяет нести до 2 тонн нагрузки. Они установлены в корневой части крыла и позволяют подвешивать крупные ракеты класса «воздух-поверхность». Максимальная боевая нагрузка увеличена с шести тонн до восьми, а максимальный запас топлива достиг 10185 кг. Кроме того была добавлена штанга дозаправки в воздухе. В результате увеличившегося веса, шасси и часть элементов планера были усилены. Для задач по завоеванию господства в воздухе Су-30МКК может применять ракеты Р-77 и Р-73, а для ударных задач ракеты Х-59, Х-29 и Х-31, а также различные УАБ с лазерным наведением.

На Су-30МКК установлена РЛС РЛПК-27 с антенной Н001ВЭ. Являясь упрощенным вариантом РЛС Н001В, Н001ВЭ может обнаруживать цели на дальности в 100 км. Она может сопровождать до десяти целей и обстреливать две из них ракетами Р-77. Су-30МК2 морской авиации оснащены РЛС Н001ВЭП, у которого дальность обнаружения увеличена до 110 км. Данная модификация также может применять ракеты типа Х-59 и Х-31А.

Перевод Андрея Фролова

Категория: Самолеты | Просмотров: 3274 | Добавил: Kkorablevv | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 7
1 FataMorgana   (13.01.2013 23:38) [Материал]
Цитата

Российская сторона считала, что последующие поставки самолетов должны оплачиваться в американской валюте, и, в мае 1995 г. заместитель председателя Центрального военного комитета КНР Лю Хуакинг посетил Россию и согласился на эту просьбу, но с условием передачи в КНР производственной линии на Су-27. Таким образом было подписано соглашение на лицензионное производство Су-27 в КНР.

Выходит слямзили Су по лицензии.

2 Андрей   (13.01.2013 23:39) [Материал]
Почему слямзили то. Написано русским по белому: "Таким образом было подписано соглашение на лицензионное производство Су-27 в КНР".

Полагаю, при подписании данного соглашения, наша сторона четко понимала его последствия и неизбежное появление копий и модернизаций без участия Российской стороны.

3 FataMorgana   (13.01.2013 23:40) [Материал]
Судя по зависимости Китая от России в области двигателестроения делающей возможным экспорт высокотехнологичной продукции на миллиарды долларов решение передать Китаю лицензию было не таким уж недальновидным. На самом деле ИМХО эти технологии шли опять же в целом пакете ВТС в обмен на стратегическое партнерство плоды которого сегодня можно наблюдать в Совбезе ООН

Кроме того продажа двигателей Китаю практически позволяет регулировать их экспорт

4 Андрей   (13.01.2013 23:41) [Материал]
Вопрос, который Вы подняли звучит так - "Выходит слямзили Су по лицензии." - я говорю, не слямздили а официально получили.

И мне вот интересно - а когда они движк свои доведут, какие аргументы у Вас останутся?

5 iDesperado   (13.01.2013 23:42) [Материал]
Цитата
И мне вот интересно - а когда они движк свои доведут, какие аргументы у Вас останутся?

следующий будет 30 лет отставания от серии Ал ...

6 Hazzard   (13.01.2013 23:43) [Материал]
Наиболее важным отличием J-11В является двигатель FWS10 Taihang китайской разработки, похожий на двигатель General Electric F110, и обладающий рядом технологий российского АЛ-31.

Темна вода во облацех. Тут по одним данным FWS10 Taihang, по другим WS-12 Tanggulа, по третьим, что разрабатывается двигатель с тягой 15 т на основе Р-79. Неизменно одно - базовый WS-10 довести до ума они пока не могут.

7 Саня   (26.01.2013 22:13) [Материал]
С каких это пор в Китае появился президент??? Там есть глава компартии и насколько мне известно Ху Дзин Таотам уже давно.. лет 25... аффтор проверьте факты которыми оперируете..

dth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя (напишите здесь что-нибудь) *:
Email: (не обязательно)
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Архив записей

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz